Календарь событий

Просим обратить внимание на 3D панорамы Основной экспозиции музея, на 3D фотографию и анимацию, а также приглашаем ознакомиться с фильмами о выставках и экспозициях из архива музея

Встреча с подлинником: Ф.И. Шаляпин
14.05.2020
Встреча с подлинником: Ф.И. Шаляпин

РОМК_ОФ_10267.jpg

#лучшедома #Шаляпин

         Ф.И. Шаляпин на гастролях в Ростове-на-Дону в 1915 году.

         Федор Иванович Шаляпин был в Ростове на гастролях не однократно. Каждый его приезд в Ростов был событием в музыкальной жизни города. Последний раз Федор Иванович былздесь с концертом в мае 1915 года.

         Его концерт был назначен на 4 мая 1915 года в Машонкинском театре. Федор Иванович приехал в Ростов за несколько дней до концерта. Несмотря на то, что широкой публике не было известно о времени приезда, к 10 часам вечера 1 мая на Ростовском вокзале собралась огромная толпа почитателей таланта великого артиста. Среди встречающих был и директор Ростовского музыкального училища Императорского русского музыкального общества – известный скрипач Николай Константинович Авьерино, который был давно знаком и дружен с Ф.И. Шаляпиным. Поезд сильно задержался и прибыл на железнодорожный вокзал Ростова только в час ночи. Самые стойкие почитатели Шаляпина, которые дождались его приезда, встретили его букетами цветов. Утомленный Ф.И. Шаляпин сразу уехал в гостиницу «Московскую», а уже вечером 2 мая он по приглашению Н.К. Авьерино побывал в Музыкальном училище.

         В большом зале училища собралось много народа. Здесь были члены дирекции училища во главе с Председателем Н.И. Панченко и директором училища Н.К. Авьерино, преподаватели, члены Ростовского отделения Императорского русского музыкального общества и учащиеся училища. На эстраде разместился ученический оркестр. В седьмом часу вечера в училище прибыл Ф.И. Шаляпин. Появление знаменитого певца было встречено бурными идолго не смолкавшими аплодисментами. Ученицы осыпали Федора Ивановича цветами. Затем состоялось концертное отделение, устроенное учениками училища в честь Ф.И. Шаляпина. Федор Иванович был очень тронут приемом, оказанным ему в училище.

         Концерта Ф.И. Шаляпина ростовцы очень ждали. Билеты на концерт «первого среди первых представителей русской оперной сцены», как называли критики газеты «Приазовский край» Шаляпина, были распроданы давно. 4 мая в Машонкинском театре, рассчитанном на 1500 мест, зрителями было заполнено все: большой зал, все входы и выходы, все свободное пространство этого большого театра. В этот вечер Шаляпин спел для ростовцев любимые: «Анчар» - Римского-Корсакова, «Ходит смерть вокруг меня» - Сахновского, «Ночной смотр» - Глинки, «Старый капрал» - Даргомыжского, «Сказание о Ермаке» Ипполитова-Иванова, «Сомнение» - Глинки, «Персидская песнь»- Рубинштейна, «Вакхическая песнь» - Глазунова и много других прекрасных песен и романсов. Публика долго не отпускала артиста: бесконечные bisы, цветы, восхищение.

         В этом концерте принимали участие и директор Ростовского музыкального училища – Н.К. Авьерино, исполнивший произведения Глазунова и Куперена, и известный композитор Ф.Ф. Кенеман, сыгравший фантазию и вальс Шопена и этюды Скрябина.

         В фондах Ростовского областного музея краеведения хранится коллекция грампластинок нач. ХХ в. различных фирм с записью песен, романсов в исполнении Ф.И. Шаляпина, открытки, с изображением Федора Ивановича в разных оперных ролях.



Золотая пряжка из сарматского погребения I в. до н. э. – I  в. н.э.
13.05.2020
Золотая пряжка из сарматского погребения I в. до н. э. – I в. н.э.

Реконструкция пояса с золотой пряжкой


Встреча с подлинником: Золотая пряжка из сарматского погребения I в. до н. э. – I в. н.э.

Ростовская область богата археологическими объектами, к такой категории исторических памятников относятся курганы. В 1982 году в окрестностях хутора Нового в Мартыновском районе Ростовской области проводились раскопки курганного могильника. Исследование проводились сотрудниками археологической лаборатории Ростовского государственного университета исторического факультета. Были обнаружены погребения, относящиеся к различным периодам сарматской культурно-исторической общности. В одном из курганов № 70 в мужском захоронении кочевника была найдена редкая золотая пряжка, выполненная в зооморфном стиле.

         Пояс погребённого кочевника был расшит двумя рядами раковин и застегивался пряжкой, всю поверхность которой занимает рельефное изображение фантастического животного. Композиция изображения состоит из нескольких основных элементов. В центре пряжки, по мнению автора раскопок Ильюкова Л. С., изображён ушастый ёж. На узкой мордочке с притупленным окончанием, имеются глаза и уши. Иглы не обозначены. Отсутствие такого специфического видового признака можно, очевидно, объяснить стремлением древнего мастера подчеркнуть фантастичность создаваемого образа. Атрибуция задних лапок животного не вызывает затруднений. По морфологическим признакам их можно определить как лягушачьи. Передние лапки выполнены небрежно, рядом с ними – изогнутые отростки, которые являются, по-видимому, стилизованными изображениями змей. В передней части животного выделены валютообразные «усики», охватывающие щелевидное отверстие. Расшифровка этого мотива из-за крайней степени стилизации изображения не может быть однозначной. Вероятнее всего, это стилизованное изображение голов хищных птиц или грифов, или же стилизованные рога благородного оленя и т.д. На тыльной стороне пряжки сохранилось основание петли для крепления к поясу. После того, как петля была утрачена в древности, по углам пряжки были пробиты отверстия для крепления ее к поясу.

         Ближайшие аналогии рассматриваемой пряжке есть в Сибирской коллекции Петра I, у села Косика в Астраханской области, но все они имеют свои специфические отличия. Мотив, в основе которого лежит изображения ежа, крайне редок и не получил широкого распространения в древности. Изображение лягушки или частей её тела, - так же редко встречаемый мотив. В основном это подвески – амулеты. Полиморфные образы фантастических животных могут восходить к древним тотемам, соединяющим в себе признаки нескольких животных. Обычно изменение внешнего вида животного в подобных образах идёт по линии увеличения его силы и мощи.

         Назначением предметов «звериного» стиля было служить оберегами, амулетами и апотропеями. Создание фантастических персонажей обуславливалось желанием заполучить более сильный оберег. В результате соединения несоединимых в природе частей, мистически воплощавших различные свойства зверей, получались "сверхсинтетические" существа, самые сильные апотропеи.

Это захоронение относится к сарматской культуре I в. до н. э. – I в. н.э., к разряду элитных погребений.



Программа VII Шагиняновских чтений
12.05.2020
Программа VII Шагиняновских чтений

Афиша конференции 7-е Шагиняновские чтения.png

ПРОГРАММА 
VII Шагиняновских чтений региональной заочной научно-практической конференции: 
«Великая Отечественная война в жизни и творчестве М.С. Шагинян и ее современников» 
(апрель - май 2020 года) 

Ростов-на-Дону, с. Чалтырь РО 

 Мариэтта Сергеевна Шагинян

Шагинян М.С..jpg 

1888 - 1982

 

Сессия 1

VII Шагиняновских чтений в г. Ростове-на-Дону.

                                                          

Памяти профессора Авдулова Н.С. посвящается.

 

Приветствия участникам Чтений

 

Доклады и сообщения

 

1.     Белов А. В., д.филос.н., профессор ЮФУ

Победа народа в ВОВ в тылу и на фронте (по материалам книги М.С. Шагинян «Урал в обороне»)

2.     Осипова Т. О., к.фил.н., доцент ЮФУ

Тема Великой Отечественной войны в художественной прозе Виталия Закруткина

3.     Матвеев Г. А., к.и.н., доцент

Характерные черты публицистики М.С. Шагинян периода Великой Отечественной войны

4.    Тикиджьян Р.Г., к.и.н., доцент ДГТУ, Карнаухова В.Н., учитель МОУ СОШ № 27 г. Шахты РО,             Чертова С., ученица 10 «А» класса МОУ СОШ № 27 г. Шахты РО

Публицистика М.С. Шагинян как источник изучения героизма тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

5.     Айвазян А. А., специалист по учебно-методической работе ЮФУ

Тема Великой Отечественной войны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

6.     Закруткина С. А., магистрант ЮФУ

Военная публицистика Виталия Закруткина

7.     Мартынов А.Н., краевед

Большая Мартыновка год 1942 г.

8.     Сахокия А. Г., научный сотрудник ГБУК РО «Ростовский областной музей краеведения»

Писатель и журналист Бахарев А.А.

9.   Соколова М. Ю., зав. отделом «Музей русско-армянской дружбы» ГБУК РО «Ростовский областной музей краеведения»

Оставшиеся на войне. Военкоры газеты «К победе!» 19-й армии. 

10.  Козлов С. С., ст. н. с. отдела «Музей русско-армянской дружбы» ГБУК РО «Ростовский областной музей краеведения»

Военкор Михаил Андриасов

11.  Василевич Н.А., . н. с. отдела «Музей русско-армянской дружбы» ГБУК РО «Ростовский областной музей краеведения»

Великая Отечественная война в творчестве А.В. Софронова.

12.   Кибалова Г.А., учитель МБОУ «Школа № 80 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге» г. Ростова-на-Дону

Картина могучего тыла в годы Великой Отечественной войны в работах М. С. Шагинян.

13.   Абрамова В., ученица 7 «Б» класса МБОУ «Школа № 80 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге» г. Ростова-на-Дону. Руководитель Кибалова Г.А.

Творчество М.С. Шагинян в годы Великой Отечественной войны

14.  Беликова А., ученица 7 «Б» класса МБОУ «Школа№ 80 имени Героя Советского Союза                   Рихарда Зорге» г. Ростова-на-Дону. Руководитель Кибалова Г.А.      

Документальное свидетельство о Великой Отечественной войне в работах М. С. Шагинян

15.   Мерзлякова Л., ученица 2 «Б» класса МБОУ «Школа№ 80 имени Героя Советского Союза               Рихарда Зорге» г. Ростова-на-Дону. Руководитель Кибалова Г.А.      

Мариэтта Шагинян — в Победу верю!

16.  Симавонова В., ученица 11 «Б» класса МБОУ "Школа № 80 имени Героя Советского Союза            Рихарда Зорге» г. Ростова-на- Дону. Руководитель Кибалова Г.А.     

Талантливые земляки Мариэтты Сергеевны Шагинян

17.  Чеботарева С., ученица 9 «Б» класса МБОУ «Лицей № 13» г. Ростова-на-Дону. Руководитель         Картушин Б.А.

Уральский дневник. Жизнь и творчество М.С. Шагинян в годы Великой Отечественной войны.

18.  Матвеева В., ученица 8 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 14» г. Ростова-на-Дону.                                 Руководитель Матвеева Л.Д.

Жизнь, творчество, судьба

19. Джалалов А., ученик 8 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 14»  г. Ростова-на-Дону. Руководитель        Матвеева Л.Д.

Дневники М.С. Шагинян в период Великой Отечественной войны.

20. Денимаева С., ученица 8 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 14»  г. Ростова-на-Дону.                              Руководитель Матвеева Л.Д.

Патриотические публикации М. Шагинян в годы Великой Отечественной войны.

21. Манвелян Э., ученица 8 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 14»  г. Ростова-на-Дону.                                Руководитель Матвеева Л.Д.

М.С. Шагинян об обороне Москвы.

22. Прилуцкая М., ученица 8 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 14»  г. Ростова-на-Дону.                              Руководитель Матвеева Л.Д.

М. Шагинян. Тарас Шевченко. 1944 г.

23. Зеленилов И., ученик 8 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 14»  г. Ростова-на-Дону.                                Руководитель Матвеева Л.Д.

Литературное творчество в годы в годы Великой Отечественной войны М.С. Шагинян.

24.  Симавонян А. Г., учитель МБОУ «Гимназия № 14» г. Ростова-на-Дону.

Презентация книги «Светлая память».

25.  Бабаян А.Р., резидент поэтического клуба им. М. Налбандяна Донского союза армянской               молодежи.

Стихотворение «На крыше ростовского ЦУМа». Читает автор. 

Видео с выступлением доступно на странице Музея русско-армянской дружбы в "ВКонтакте": https://vk.com/museum_rad?w=wall-62873140_800, а также в Инстаграм:   https://www.instagram.com/muzei_muzeich/

26.  Варданян Э.А., ученица 10 класса МБОУ «Школа № 100» г. Ростова-на-Дону, резидент                     поэтического клуба им. М. Налбандяна Донского союза армянской молодежи.

Стихотворение «О чём мечтали все тогда». Читает автор.

Видео с выступлением доступно на странице Музея русско-армянской дружбы в "ВКонтакте": https://vk.com/museum_rad?w=wall-62873140_802, а также в Инстаграм:   https://www.instagram.com/muzei_muzeich/

27.  Хутурциева В.В., ученица 7 класса «В» МБОУ «Лицей № 13» г. Ростова-на-Дону, резидент               поэтического клуба им. М. Налбандяна Донского союза армянской молодежи.

Стихотворение «Бессмертный полк».

Видео с выступлением доступно на странице Музея русско-армянской дружбы в "ВКонтакте": https://vk.com/museum_rad?w=wall-62873140_801, а также в Инстаграм:   https://www.instagram.com/muzei_muzeich/


СЕССИЯ 2

VII Шагиняновских чтений в п. Чалтырь РО

 

1.     Акопян О.Б., учитель МБОУ «Большесальская СОШ № 8» Мясниковского р-на РО.

Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей – современников Шагинян

2.     Тухикян Г. А., учитель МБОУ «Чалтырская СОШ № 11» Мясниковского р-на РО.

Характерные черты публицистики Мариэтты Шагинян

3.     Чороян С., ученица 8 «А» класса МБОУ «Чалтырская СОШ № 3» Мясниковского р-на РО.                Руководитель Тухикян О. Г.

М. Шагинян и П. Бажов

4.     Сулейманян Ж., ученица 8 «А» класса МБОУ Чалтырской СОШ № 3» Мясниковского р-на                РО. Руководитель Тухикян О. Г.

В Победу верую!.. (Об очерках М. Шагинян, написанных на Урале)

5.     Ширяева А., ученица 10 «Б» класса МБОУ «Чалтырская СОШ № 3» Мясниковского р-на РО.          Руководитель Верченко В. Ю.

Дневники М.С. Шагинян периода Великой Отечественной войны – рабочий инструмент публициста

6.     Тухикян Д., ученица 10 «Б» класса МБОУ «Чалтырская СОШ № 3» Мясниковского р-на РО.             Руководитель Верченко В. Ю.

Образы героев Великой Отечественной войны и тружеников тыла

7.     Лотарев М., ученик 9 «Б» класса МБОУ «Чалтырская СОШ № 3» Мясниковского р-на РО.                Руководитель Верченко В. Ю.

Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей - современников Шагинян

8.     Ефременко Э., ученица 8 «Б» класса МБОУ «Большесальская СОШ № 8» Мясниковского р-           на РО. Руководитель Казарян А. Д.

Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей – современников Шагинян

9.     Растегаева А., Шерешкова А., Вахненко К., ученики МБОУ «Недвиговская СОШ № 16»                      Мясниковского р-на РО. Руководитель Щербинина Е.Г.

Секрет счастья Мариэтты Шагинян

10.   Групповой проект учащихся 4 «А» класса МБОУ «Большесальская СОШ № 8»                                  Мясниковского     р-на РО. Руководитель Тирацуян М. В.

Фильм «Великая Отечественная война в названиях улиц села Большие Салы»

     Участники проекта: Авагян Т., Алешкина С., Арутюнян М., Демирян К., Димаксян К., Кечеян Д., Дегтярев Т., Лагеза Б., Манасян И., Мирзоян В.

Встреча с подлинником: Донской герой на английской гравюре
12.05.2020
Встреча с подлинником: Донской герой на английской гравюре

Английская гравюра 1814 года


Встреча с подлинником: Донской герой на английской гравюре.
 
         На выставке «Реликвии донского казачества» в Ростовском областном музее краеведения представлены английские сатирические гравюры, переданные Государственным Русским музеем Ленинграда в 1958 году.
         Особый интерес вызывает офорт (от французского eau-forte - "крепкая водка" - вид гравюры на металле) «Казачий спорт или Платов охотится при помощи крика на французскую дичь». Автором работы, изданной в Лондоне, является, предположительно, В. Элмес (Elmes William). Центром композиции стало карикатурное изобра жение Наполеона в виде лиса с головой человека в черной треуголке с перьями красного, белого и синего цветов. Лис перепрыгивает реку и оказывается на берегу, где в окопах сидят французские солдаты, представленные в виде лягушек. 

         Платов и его казаки, форсируя водную преграду, почти настигли императора. По одной из версий исследователей императора пытается нагнать его вторая супруга Мария Луиза. По другой версии - это дочь Платова, Мария, гонится на коне за Наполеоном с криком: «Хай-хо — ату его! За мужем!».
         Согласно легенде, атаман пообещал ее в жены любому казаку, который сумеет захватить Наполеона.
         Наполеон в виде лисицы кричит: «Я слышу казачий клич, — меня травят по снегу, приходится удирать снова, они у меня на хвосте». Платов приказывает казакам: «Слушай! Вперед, мои молодцы! Нажимай — вот его видно — скорей, вот он! Ату его!».
         Надписями «Платов» и «Корсиканский лис» обозначены главные герои офорта.
         Гравюра была раскрашена от руки, стоила 1 шиллинг и пользовалась огромной популярностью и была связана с триумфальным пребыванием атамана Платова на берегах туманного Альбиона в июне 1814 года.
         Жители Лондона пронесли его на руках с корабля на берег. Именем Платова был назван спущенный на воду 80-пушечный английский корабль. Оксфордский университет вручил ему диплом почетного доктора права.
         Имя предводителя отважных донских казаков Матвея Ивановича Платова навсегда осталось в памяти благодарных европейцев. Об этом и рассказала нам английская гравюра.

24 апреля - день памяти жертв геноцида армянского народа
24.04.2020
24 апреля - день памяти жертв геноцида армянского народа
День памяти.jpg

24 апреля – день памяти жертв геноцида армянского народа в Турции в 1915 г.

Геноцид осуществлялся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти.

Некоторые историки включают в хронологию геноцида армян не только период Первой мировой войны, но и убийства 1890-х годов, резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.

Основными организаторами геноцида считается партия младотурок, а также  «Особая организация» (подразделение вооружённых сил Османской империи, занимавшееся контрразведкой).

Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков. Большая часть армянской диаспоры возникла из бежавших из Османской империи армян.

Одним из наиболее спорных вопросов является количество жертв, ответ на который часто зависит от политических предпочтений. Точный подсчёт числа жертв невозможен, и оценка базируется на косвенных признаках и свидетельских показаниях. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 до 1918 гг. в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 млн армян. Однако, вероятней всего, число жертв может насчитывать 2 млн человек и больше.

Музей русско-армянской дружбы подготовил видео-экскурсию, посвященную работам донского художника Акима Карповича Ованесова из фондов РОМК. Полотна были откликом художника на трагедию геноцида армянского народа. Смотрите экскурсию на канале РОМК: https://www.youtube.com/watch?v=cSG0VuF5qP0&feature=youtu.be. 


51 - 55 из 805
Начало | Пред. | 9 10 11 12 13 | След. | Конец Все

Поделиться: