Календарь событий

Календарь событий


20.07.2020
Сувенирная лавка Ростовского областного музея краеведения продолжает работу

Великая Отечественная война 1941-1945. Фронтовые письма и личные документы в собрании Ростовского областного музея краеведения

В рамках поэтапного снятия ограничений в связи с угрозой коронавируса в Ростовском областном музее краеведения продолжает работать для посетителей сувенирная лавка.

В ней посетители могут приобрести книги, научные сборники, буклеты, открытки, донские сувениры с изображением достопримечательностей г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, продукцию известных народных промыслов. 

В числе последних поступлений в сувенирную лавку – изданные при содействии Российского фонда культуры уникальные каталоги «Реликвии Великой войны 1914-1918 годов в собрании Ростовского областного музея краеведения» и «Великая Отечественная война (1941–1945): фронтовые письма и личные документы в собрании Ростовского областного музея краеведения», а также последний, двадцать второй сборник «Известий Ростовского областного музея краеведения», который включает статьи и сообщения, подготовленные научными сотрудниками музея в 2018 – 2019 гг. в рамках подготовки празднования 110-летия музея.

Сувенирная лавка работает по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 79 и пл. Свободы, 14/2 (отдел «Музей русско-армянской дружбы»). Время работы – с 9:30 до 17:30.

В целях обеспечения безопасности посетители должны соблюдать масочный режим.

Более подробную информацию по приобретению продукции сувенирной лавки Ростовского областного музея краеведения можно получить по телефонам (863) 240-52-13 (касса здания музея по ул. Большая Садовая, 79) и (863) 283-23-59 (касса здания музея на пл. Свободы, 14/2).

Известия Ростовского областного музея краеведения. Выпуск 22     Иллюстрированный научный каталог "Реликвии Великой войны"

15.07.2020
Ростовское региональное отделение Российского фонда культуры представляет

Российский фонд культуры

15 июля 2020 года в 21:15 в эфире регионального телеканала «Россия-24» состоится премьера программы «Нахичевань-на-Дону» – четвертой передачи из цикла «Донское наследие», осуществляемого Ростовским региональным отделением Российского фонда культуры совместно с Ростовским областным музеем краеведения.

В видеосюжете представлены интереснейшие коллекции, рассказывающие об истории переселения армян из Крыма на Дон в конце XVIII века, об образовании и развитии города Нор-Нахичеван, этнокультурном своеобразии донских армян, об истории дружбы двух соседних городов Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону. Эти коллекции находятся в одном из структурных подразделений Ростовского областного музея краеведения – отделе «Музей русско-армянской дружбы», который является единственным в Российской Федерации музеем с таким названием и служит ярким примером положительного опыта совместного проживания в мире и согласии на донской земле русского и армянского народов.

Отдел создан в 1972 году, в настоящее время располагается на территории бывшего города Нахичевань-на-Дону (вошедшего в состав города Ростова-на-Дону в 1929 году).

В видеосюжете показываются представленные в экспозиции отдела наиболее ценные музейные предметы, посвященные основным вехам истории Донских армян. Отдельное место занимает история монастыря Сурб-Хач и роль всемирно известного художника Мартироса Сарьяна в его сохранении путем создания Музея русско-армянской дружбы.

Премьера 1-й программы цикла «В объективе – война. 1941-1945» – состоялась 10 июня 2020 года, 2-й программы «Старый Ростов» – 17 июня 2020 года, 3-й программы «Реликвии донского казачества» – 08 июля 2020 года.

«Античные памятники Нижнего Дона. По следам Боспорского царства»
14.07.2020
«Античные памятники Нижнего Дона. По следам Боспорского царства»

Яценко Елена Григорьевна

Ростовский музей краеведения представляет новую видеоэкскурсию «По следам Боспорского царства. Античные памятники Нижнего Дона», а также  «По следам Боспорского царства. Гниловской клад золотых монет».

В 2018 г. в нашей стране разработан новый межрегиональный туристический маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства». Он призван познакомить нас с самым загадочным, во многом таинственном и далеко еще не до конца изученным, пространством – нашим прошлым, каким является удивительный античный мир юга России. Берег Черного моря: Таманский полуостров, Крым, низовья Дона–места, где в античное время существовали города и поселки некогда богатого и могущественного древнего государства в котором, чудесным образом, объединились воедино два мира – греков и степных кочевников «варваров», смешались их языки, обычаи и религия.

Множество вещественных свидетельств тех давних времен хранится в Ростовском областном музее краеведения, среди которых есть интереснейший клад электровых боспорских статеров, случайно найденный на Нижне-Гниловском городище. Об истории этой интересной находки можно будет узнать в экскурсии  «По следам Боспорского царства. Гниловской клад золотых монет». Экскурсия будет доступна на YouTube 14 июля 2020 года. Экскурсия «По следам Боспорского царства. Античные памятники Нижнего Дона» выйдет позднее.

Учитывая ценность коллекции золотых и серебряных изделий скифо-сарматского периода, Ростовский областной музей краеведения планирует дальнейшее активное участие в проекте «Золотое кольцо Боспорского царства», в том числе в рамках празднования 2500-летия основания Боспорского царства в 2020 году.


Из истории Ростова-на-Дону: Айседора Дункан на ростовской сцене!
13.07.2020
Из истории Ростова-на-Дону: Айседора Дункан на ростовской сцене!

Участницы кружка пластического танца босоножек - последовательницы А.Дункан. Ростов-на-Дону. 1920-е гг..jpg

Участницы кружка пластического танца босоножек - последовательницы А.Дункан. Ростов-на-Дону. 1920-е гг.

В начале ХХ века Айседора Дункан была признанной танцовщицей, идущей своим путем. Без пуантов, пачки и корсета она стала танцевать босой, в широких, тонких одеяниях, наподобие греческой туники. Движения Дункан были довольно простыми. Главной задачей в танце она считала подчинение жеста музыке и стремилась станцевать всё — музыку, картины и стихи. Выдающийся балетмейстер Михаил Фокин, отмечая необыкновенный талант А. Дункан, подчеркивал, что, казалось бы, простые движения танцовщицы завораживали: «Дункан доказала, что примитивные, простые, естественные движения – простой шаг, бег, поворот на обеих ногах, небольшой прыжок на одной ноге – гораздо выразительнее, чем все богатство балетной техники, поскольку в жертву этой технике приносится грациозность, выразительность, красота» - писал он.
Круглолицая, обаятельная, одетая в античный хитон - плиссированное платье-тунику, созданный итальянским дизайнером Мариано Фортуни, получивший название «дельфос», окутанная ореолом новаторства – такой она запомнилась русской публике во время своих гастролей в России. А на гастроли в Россию Айседора Дункан приезжала много раз. Впервые она приехала сюда в декабре 1904 года. Выступления в С-Петербурге, Москве, знакомство с Кшесинской, Павловой, Карсавиной, дружба со Станиславским и восторженные отзывы прессы.
В Ростов-на-Дону на гастроли Айседора Дункан приехала в 1908 году. Выступления ее были запланированы на 1–3 мая в Машонкинском театре. Уже за несколько дней газета «Приазовский край» давала объявления о выступлениях знаменитой «босоножки». В Ростов танцовщица прибыла со своими декорациями, коврами. Оркестром дирижировал дирижер императорских театров Мориц Келер. Первый танцевальный вечер А. Дункан состоялся 1 мая. Это был спектакль «Ифигения в Авлиде» Глюка. На первый спектакль публики в Машонкинский театр собралось достаточно много, хотя огромный зал был далеко не полным.
Как же встретили ростовцы первое выступление Айседоры? Обратимся к рецензиям, опубликованным в газетах того времени. «Знаменитая «босоножка» особого фурора у нас не произвела, и ее своеобразное искусство не имело здесь восторженных ценителей. Многие попросту ничего не поняли в тех пластических иллюстрациях, какие давала танцовщица к музыке глюковской «Ифигении». Любопытно отметить, что исполненный госпожой Дункан по окончании «Ифигении» штраусовский вальс и другие, более незамысловатые вещицы, были встречены публикой гораздо внимательнее, конечно, потому что были более доступные» - так завершает свою статью критик, отнюдь не покоренный талантом Айседоры. Примечательно, что второе выступление, состоявшееся в Машонкинском театре 3 мая, было встречено публикой очень горячо, хотя зал театра снова был не полон. «По-видимому, ее следующий визит в Ростов, если только ему суждено состояться, будет сопровождаться более осязательным успехом» - не без сарказма писала в это раз газета «Приазовский край».
Следующему визиту Айседоры Дункан в Ростов-на-Дону суждено было состояться через много лет. За это время многое изменилось и в жизни Айседоры и в нашей стране… В июле 1921 года А. Дункан по приглашению наркома просвещения А. Луначарского приехала в Россию для создания школы танца для советских детей. Для того, чтобы поправить материальное положение своей школы в 1923 – начале 1924 года она предпринимает большую гастрольную поездку на юг России. В Ростове-на-Дону вечер А. Дункан состоялся 10 февраля 1924 года в Мраморном зале клуба совработников (нынешний Дом офицеров). Публики собралось очень много, аншлаг был полный. Зазвучала музыка, и вот на сцене появляется А. Дункан. «Река времени сделала крутой поворот – и вот А. Дункан уже не та прежняя «босоножка», воскресившая языческую прелесть Эллады…» - замечает корреспондент Хавкин на страницах газеты «Советский Юг». Да, Айседоре уже 47 лет. Она немного располнела, движения потеряли легкость. В это раз она включила в свой репертуар много революционной и печальной музыки: «Варшавянку», «Дубинушку», «Трагическую поэму» Скрябина, «Траурный марш» Шопена. И вот когда Айседора начала танцевать, зал узнал прежнюю Дункан. «Посмотрите на артистку, посмотрите на ее руки, пальцы. Они живут, дрожат, зовут, грозят, пронзают, отделяются друг от друга, как заблудившиеся в очаровательной роще путники, ищут друг друга и, наконец, в страстном томлении вновь соединяются. Любовь и скорбь – вот, что сейчас сплетается неразрывно в творческом венке Дункан» - восторженно восклицает корреспондент «Советского Юга». Поистине, талант и прекрасное одухотворение не умеет стареть!
Необходимо отметить, что в годы популярности А. Дункан было очень много последовательниц ее творчества, так называемых «босоножек», как на профессиональной сцене, так и среди любительских танцевальных коллективов. Такой танцевальный коллектив «босоножек» в 1920-е гг. существовал и в нашем городе, о чем свидетельствуют фотографии, хранящиеся в фондах музея.
Выставку «Старый Ростов», где представлены материалы о выдающихся исполнителях, выступающих на ростовской сцене, можно будет посетить после открытия музея для посетителей.

Из истории Ростова-на-Дону: Художественные классы А. С. Чиненова
13.07.2020
Из истории Ростова-на-Дону: Художественные классы А. С. Чиненова

А.С.Чиненов.jpgМ.М. Чиненова.jpg

А.С. и М.М. Чиненовы

15 июля 2020 года исполняется 165 лет со дня рождения Андрея Семеновича Чиненова (1855–1935), педагога и родоначальника художественного образования на Дону. Выпускник Московского Строгановского училища Андрей Семенович вместе со своей женой — скульптором Марией Михайловной открыли в 1895 году в Ростове-на-Дону художественные классы - первые и единственные во всем Приазовском крае. Здесь Андрей Семенович преподавал рисование, живопись и скульптуру. Он вообще был активным сторонником художественного образования, вел рисование в Мужской казенной гимназии, Екатерининской женской гимназии, был членом Общества изящных искусств. В 1900 году А. С. Чиненов был удостоен бронзовой медали и диплома на Всемирной выставке в Париже за образцы учебных пособий.
В 1914 году А. С. Чиненов вместе с женой основал, по разрешению Российской Академии художеств, частную художественную школу, именуемую Классом рисования и лепки, которая давала начальное художественное образование. В 1920 году Классы были преобразованы в 1-ю художественную школу Донпрофобра, во главе школы стал А. С. Чиненов. Позже на основе художественной школы было создано Художественное училище имени Митрофана Борисовича Грекова.
Андрей Семенович и его жена дали путевку в жизнь таким известным художникам и скульпторам, как народные художники СССР Александр Иванович Лактионов, Евгений Викторович Вучетич, Иван Максимович Семенов и другие.
В коллекции Ростовского областного музея краеведения есть редкие документы об открытии в Ростове-на-Дону Классов рисования и лепки: «Распоряжение Ростовского-на-Дону градоначальника Зворыкина И. Н. об открытии Класса рисования и лепки, учрежденного А.С. Чиненовым», «Программа Ростовского-на-Дону Класса рисования и лепки, учрежденного А. С. Чиненовым», личные документы и фотографии А. С. Чиненова. Эти материалы преданны в дар музею Ростовским художественным училищем имени М. Б. Грекова. Подлинные материалы А. С. Чиненова можно увидеть на выставке «Старый Ростов» после открытия музея для посетителей.

РОМК_ОФ_27153.jpg

1914. Градоначальник Зворыкин утверждает Классы рисования и лепки