
В 1980 г. в Ростовский областной музей краеведения из Ростовского аэропорта была доставлена половецкая каменная статуя или «баба». На ней изображена стоящая женская фигура, держащая в руках сосуд. Две витые, массивные гривны украшают большую выступающую грудь. На голове высокая конусовидная шляпа с валиком, слегка опущенным на лоб. Двумя дугами обрамляют лицо и спускаются на плечи рубчатые полукруги, чрезвычайно напоминающие бараньи рога. Судьба скульптуры примечательна. Первоначально статуя находилась в городском саду города Новочеркасска. Позднее изваяние попало на Ростовскую набережную, где статую выкрасили краской и «подреставрировали» цементом. С набережной половецкую бабу транспортировали в Ростовский аэропорт для украшения одного из интерьеров, но позднее она оказалась выброшенной на край лётного поля и уже оттуда поступила в музей. Эта скульптура стала прототипом знаменитого донского сувенира из керамики – подсвечника «Каменная баба».
Половецкие каменные изваяния – произведения монументального искусства восточноевропейских кипчаков XI – первой половины XIII веков. Статуи изготовлялись из ракушечника, песчаника, известняка или гранита профессиональными резчиками. Они изображают как мужчин, так и женщин, стоящих или сидящих, всегда со сложенными внизу живота руками, держащими кубок (поза моления, поклонения). У статуй, как правило, полные плечи, грудь, выпуклый живот – символы жизни и силы, благоденствия рода и семьи. На многих скульптурах проработаны прическа, детали костюма, украшения, оружие. Некоторые статуи явно имеют черты портретности. Культ предков был одним из ведущих компонентов в половецкой религии. Каменные статуи принадлежали только богатым и знатным половцам. Все изображенные были конкретными лицами, им воздвигались памятники после их смерти и они превращались в олицетворение предка. Половцы верили, что души этих людей, имеющих при жизни высокий социальный статус, всегда присутствуют на земле и заботятся о своих здравствующих родственниках, соплеменниках, подданных, являясь гарантом стабильности и благополучия в социуме. Ставили статуи под открытым небом лицом на восход солнца, в обнесенных рвом или каменной оградкой святилищах, сооружавшихся на степных курганах. Все проезжающие обязаны были приносить им жертвы и поклоняться. Ездили мимо, обычно, члены одной орды или союза орд. Им приносили жертвы, им поклонялись, их просили о помощи.