2 апреля исполнилось 137 лет со дня рождения Мариэтты Сергеевны Шагинян и 152 года со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова.
Два мастера – слова и звука – родились в один день с разницей в 15 лет: Мариэтта Сергеевна - в 1888 г., Сергей Васильевич - в 1873 г.). При жизни были хорошо знакомы друг с другом, встречались на концертах, вели долгую дружескую, творческую переписку.
Ростовский областной музей краеведения располагает уникальной коллекцией писем, написанных Мариэттой Шагинян и ее сестрой Магдалиной в г. Нахичевань-на-Дону в годы, когда здесь, с 1902 г., после смерти супруга, отца девочек, Сергея Давыдовича Шагиняна, проживала их мать Пепронэ Яковлевна. Новая Нахичевань была и родиной предков Мариэтты Сергеевны по материнской линии – большого семейства Хлытчиевых.
Вот одно из этих писем, написанное Мариэттой Сергеевной Шагинян из Геленджика матери в Нахичевань-на-Дону 15 июля 1912 г.:
«Дорогая моя Мамусечка! Приехал Христя, успокоил нас насчет твоего самочувствия. Спасибо тебе за семечки! Мы вовсе не плаваем за канат! Лина, и та умеряет свой пыл. Так что тебе не следует долее думать, что наше купание каким-либо образом рискованно. А тетя Саня, сидя на канате и будучи в поясе, почувствовала головокружение, - вот и вся история с ее потоплением. Мы очень обе поправились и загорели; стали коричневые, но зато ни одно платье не сходится. Я мажу свою бороду перекисью водорода, отчего она у меня превратилась в золотой пушок. Сейчас тут дует отчаянный норд ост, вот уже 4 дня. Мы не купаемся вовсе. Знакомства так ни с кем и не завели, на наше счастье. Передай, пожалуйста, тете Евгении, что портрет Альмы нам страшно понравился. Она очень изящна и мила, а главное, за что я ругаюсь, судя по портрету, у нее ангельский характер. Муся родная, ужасно все-таки же, что вы не приедете сюда. Ну да уже лучше в Москве с нами побудете подольше. Тетя Дружка едет на зиму в Москву с Ниночкой, которую она отдает в консерваторию, и между прочим, предложила Лине урок с Ниночкой, значит, у Лины уже один урок есть. Мы с ней страшно обленились, я все никак не могу приняться за свои обазятельные работы. Получила письмецо от моего дорогого Рахманинова. Он написал 13 романсов на указанные мною тексты и лучший из них («Муза» Пушкина) посвятил мне. Я, конечно, безмерно счастлива. Поцелуй от нас крепко-крепко Андрея Александровича, скажи, что мы теперь его почти так же любим, как и тебя. Привет всем родственникам. Лина будет писать сама. Любящая тебя дочь».