120 лет назад, 13 (26) декабря 1905 года, началось вооружённое восстание ростовского пролетариата, ставшее одним из наиболее ярких событий Первой русской революции. Почти одновременно происходило восстание в Москве – кульминационный эпизод революции.
Данное событие стало одним из наиболее ярких эпизодов истории классовой борьбы на Дону. В силу тяжёлых условий труда и бедственного материального положения, ростовские рабочие были настроены радикально и неоднократно предпринимали попытки добиться улучшений от буржуазии, которая пользовалась полной поддержкой государства. Достаточно вспомнить стихийный бунт 1879 года, стачки железнодорожных рабочих в 1883, 1894 и 1902 годах.
Основной действующей силой всех стачек были рабочие Главных мастерских Владикавказской железной дороги, основанных в 1874 году и являвшимися на тот момент наиболее крупным предприятием в Ростове. Как и в ходе ноябрьской стачки 1902 года, революционным авангардом выступила РСДРП, утвердившая свой авторитет среди ростовских рабочих в период событий 1902 года. Однако в 1905 году активизировались и другие радикальные силы – эсеры (социалисты-революционеры), а также национальные социалистические движения – Дашнакцутюн (армянские социал-националисты), Бунд (еврейские социал-демократы, антисионисты), Поалей Цион (еврейские социал-националисты, сионисты).
Кроме того, внутри РСДРП после II партсъезда (1903 г.) обозначились противоречия между большевиками и меньшевиками, тогда ещё крыльями одной партии. Первоначально внесло раскол разное видение организационных принципов, а затем и задач революции. Меньшевики настаивали на необходимости союза с либеральной буржуазией, тогда как большевики считали условия созревшими для восстания рабочих и крестьян.
В 1905 году в Донском комитете (Донкоме) РСДРП доминировали меньшевики, при этом подготовкой восстания в основном занимались большевики и идейно близкие к ним рабочие. В числе наиболее активных был революционер Анатолий Собино (Виталий Иосифович Сабинин), одно время работавший в мастерских Владикавказской железной дороги.
Настроения рабочих были радикализированы не только Кровавым воскресеньем в Петербурге, но и мерами местных властей, в частности, подавлением крупной стачки в июле 1905 года. Вскоре после июльских событий, в августе группа представителей боевой дружины, ориентированной на РСДРП, выследила и застрелила подполковника И.В. Иванова – начальника охраны Ростовского отделения Владикавказской жандармской полиции железных дорог. Стоит отметить, что для социал-демократов, в отличие от эсеров, индивидуальный террор был в целом нехарактерен и осуждался руководством как опасный и неэффективный метод. Остаётся спорным вопрос, был ли Донком осведомлён о подготовке данного акта и действовали ли исполнители по его решению.
Осенью 1905 года в Ростов от военно-технического бюро ЦК РСДРП прибывает Юрий Бутягин («Макс»), который организует подпольную лабораторию по производству бомб (метательных снарядов) и становится ключевой фигурой в организации восстания.

После опубликования Октябрьского манифеста 18 (31) октября 1905 года события развивались стремительно. Состоялась десятитысячная демонстрация, по требованию участников которой из городской тюрьмы были освобождены политзаключённые – как минимум 47 социал-демократов, которые непременно призвали митингующих к продолжению борьбы. Когда митингующие почти разошлись, оставшиеся были атакованы радикальными монархистами – преимущественно лавочниками и маргиналами. По всей стране в этот период прокатилась волна еврейских погромов, которые приняли особенно ожесточённый характер в Ростове-на-Дону, а также в Одессе, Киеве, Кишинёве и Екатеринославе. Ответом на черносотенный террор в Ростове стало создание рабочих дружин и национальных отрядов самообороны – еврейских и армянских.

В это же время начинает легально действовать Ростовский (Ростово-Нахичеванский) Совет рабочих депутатов. После того, как Ростов 7 (20) декабря присоединяется к всеобщей политической стачке, легальное существование Совета было прервано. Утром 13 (26) декабря боевые дружины начали вооружённое восстание.
План большевиков состоял в следующем. Оборвать телеграфное сообщение города, а затем, установив контроль над Затемерницким поселением (нынешний Ленгородок, тогда – рабочая окраина, в просторечии Темерник), захватить вокзал и от вокзала двинуться в центр города. Предполагалось, что на центр также будут наступать дашнаки (представители Дашнакцутюн) со стороны Нахичевани. Конечная цель – арест местных властей и полный захват Ростова-на-Дону социалистическими силами. Это, в свою очередь, должно было укрепить позиции революционеров на юге России и Кавказе, увеличить шансы свержения царизма.

На практике события развернулись иначе. После захвата вокзала мятежниками, завязался бой с войсками, действовавшими при поддержке артиллерии. Дашнаки из Нахичевани не выступили, что позволило правительственным силам сосредоточиться на одном направлении. В результате вокзал несколько раз переходил из рук в руки, пробиться в центр города восставшим не дали. Боевые дружины были вынуждены перейти к удержанию и обороне Затемерницкого поселения. Последующие события подтвердили слова Фридриха Энгельса: «Оборона есть смерть вооружённого восстания».
В ходе одной из перестрелок с войсками на темерницких баррикадах погибает Анатолий Собино, оказавшийся вне укрытия. В 1920-е годы в его честь была переименована улица Церковная в Ростове-на-Дону. В конце 1960-х годов на месте старого кладбища и Ленгородского сада был образован парк имени Анатолия Собино, где находится захоронение революционера.
Темерник подвергался регулярным артиллерийским обстрелам. Густой туман вызвал затишье в период с 17 (30) по 19 декабря (1 января), что позволило небольшим группам дружинников совершать партизанские вылазки в центр города, но существенных результатов это не дало.
Когда туман рассеялся, обстрелы возобновились. Было принято решение оставить Затемерницкое поселение. Бутягину удалось конспиративно встретиться с представителями дашнаков и согласовать переход рабочих из Темерника в Нахичевань. Предполагалось совместное наступление на центр Ростова со стороны Нахичевани.

Переход из Темерника в Нахичевань состоялся в ночь на 21 декабря (3 января). Восставшие без потерь перешли по льду Дона.
Прибыв в Нахичевань, дружинники разместили свой арсенал в столовой завода «Аксай». Под утро на импровизированном складе при невыясненных обстоятельствах произошёл взрыв. Планы восставших вновь были нарушены. Лишившись арсенала, они приняли решение прекратить сопротивление.
Параллельно с выступлениями в Ростове-на-Дону и Москве, происходили восстания в других городах империи. Где-то революционным силам удавалось на время взять власть и образовать локальную республику. Так было в Красноярске, Новороссийске, Сочи, Чите и ряде других мест. Однако участь таких республик была одна – ликвидация превосходящими правительственными войсками.
Те участники ростовского восстания, которые не успели скрыться, были осуждены на разные сроки тюрьмы и каторги; один – Василий Терентьевич Черепахин – приговорён к смертной казни, впоследствии заменённой заключением в Бутырской тюрьме. Черепахин, будучи рабочим Главных мастерских, ранее являлся участником стачек 1894 и 1902 годов; после Февральской революции был освобождён, участвовал в Гражданской войне. В 1957 году по решению горисполкома в честь Черепахина была переименована улица Кузнецкая в Ростове-на-Дону. События 1905 года в целом широко отражены в топонимике Ростова: площадь Восстания, площадь Дружинников, улица Баррикадная и др.