Календарь событий

«Античные памятники Нижнего Дона. По следам Боспорского царства»
14.07.2020
«Античные памятники Нижнего Дона. По следам Боспорского царства»

Яценко Елена Григорьевна

Ростовский музей краеведения представляет новую видеоэкскурсию «По следам Боспорского царства. Античные памятники Нижнего Дона», а также  «По следам Боспорского царства. Гниловской клад золотых монет».

В 2018 г. в нашей стране разработан новый межрегиональный туристический маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства». Он призван познакомить нас с самым загадочным, во многом таинственном и далеко еще не до конца изученным, пространством – нашим прошлым, каким является удивительный античный мир юга России. Берег Черного моря: Таманский полуостров, Крым, низовья Дона–места, где в античное время существовали города и поселки некогда богатого и могущественного древнего государства в котором, чудесным образом, объединились воедино два мира – греков и степных кочевников «варваров», смешались их языки, обычаи и религия.

Множество вещественных свидетельств тех давних времен хранится в Ростовском областном музее краеведения, среди которых есть интереснейший клад электровых боспорских статеров, случайно найденный на Нижне-Гниловском городище. Об истории этой интересной находки можно будет узнать в экскурсии  «По следам Боспорского царства. Гниловской клад золотых монет». Экскурсия будет доступна на YouTube 14 июля 2020 года. Экскурсия «По следам Боспорского царства. Античные памятники Нижнего Дона» выйдет позднее.

Учитывая ценность коллекции золотых и серебряных изделий скифо-сарматского периода, Ростовский областной музей краеведения планирует дальнейшее активное участие в проекте «Золотое кольцо Боспорского царства», в том числе в рамках празднования 2500-летия основания Боспорского царства в 2020 году.


Из истории Ростова-на-Дону: Айседора Дункан на ростовской сцене!
13.07.2020
Из истории Ростова-на-Дону: Айседора Дункан на ростовской сцене!

Участницы кружка пластического танца босоножек - последовательницы А.Дункан. Ростов-на-Дону. 1920-е гг..jpg

Участницы кружка пластического танца босоножек - последовательницы А.Дункан. Ростов-на-Дону. 1920-е гг.

В начале ХХ века Айседора Дункан была признанной танцовщицей, идущей своим путем. Без пуантов, пачки и корсета она стала танцевать босой, в широких, тонких одеяниях, наподобие греческой туники. Движения Дункан были довольно простыми. Главной задачей в танце она считала подчинение жеста музыке и стремилась станцевать всё — музыку, картины и стихи. Выдающийся балетмейстер Михаил Фокин, отмечая необыкновенный талант А. Дункан, подчеркивал, что, казалось бы, простые движения танцовщицы завораживали: «Дункан доказала, что примитивные, простые, естественные движения – простой шаг, бег, поворот на обеих ногах, небольшой прыжок на одной ноге – гораздо выразительнее, чем все богатство балетной техники, поскольку в жертву этой технике приносится грациозность, выразительность, красота» - писал он.
Круглолицая, обаятельная, одетая в античный хитон - плиссированное платье-тунику, созданный итальянским дизайнером Мариано Фортуни, получивший название «дельфос», окутанная ореолом новаторства – такой она запомнилась русской публике во время своих гастролей в России. А на гастроли в Россию Айседора Дункан приезжала много раз. Впервые она приехала сюда в декабре 1904 года. Выступления в С-Петербурге, Москве, знакомство с Кшесинской, Павловой, Карсавиной, дружба со Станиславским и восторженные отзывы прессы.
В Ростов-на-Дону на гастроли Айседора Дункан приехала в 1908 году. Выступления ее были запланированы на 1–3 мая в Машонкинском театре. Уже за несколько дней газета «Приазовский край» давала объявления о выступлениях знаменитой «босоножки». В Ростов танцовщица прибыла со своими декорациями, коврами. Оркестром дирижировал дирижер императорских театров Мориц Келер. Первый танцевальный вечер А. Дункан состоялся 1 мая. Это был спектакль «Ифигения в Авлиде» Глюка. На первый спектакль публики в Машонкинский театр собралось достаточно много, хотя огромный зал был далеко не полным.
Как же встретили ростовцы первое выступление Айседоры? Обратимся к рецензиям, опубликованным в газетах того времени. «Знаменитая «босоножка» особого фурора у нас не произвела, и ее своеобразное искусство не имело здесь восторженных ценителей. Многие попросту ничего не поняли в тех пластических иллюстрациях, какие давала танцовщица к музыке глюковской «Ифигении». Любопытно отметить, что исполненный госпожой Дункан по окончании «Ифигении» штраусовский вальс и другие, более незамысловатые вещицы, были встречены публикой гораздо внимательнее, конечно, потому что были более доступные» - так завершает свою статью критик, отнюдь не покоренный талантом Айседоры. Примечательно, что второе выступление, состоявшееся в Машонкинском театре 3 мая, было встречено публикой очень горячо, хотя зал театра снова был не полон. «По-видимому, ее следующий визит в Ростов, если только ему суждено состояться, будет сопровождаться более осязательным успехом» - не без сарказма писала в это раз газета «Приазовский край».
Следующему визиту Айседоры Дункан в Ростов-на-Дону суждено было состояться через много лет. За это время многое изменилось и в жизни Айседоры и в нашей стране… В июле 1921 года А. Дункан по приглашению наркома просвещения А. Луначарского приехала в Россию для создания школы танца для советских детей. Для того, чтобы поправить материальное положение своей школы в 1923 – начале 1924 года она предпринимает большую гастрольную поездку на юг России. В Ростове-на-Дону вечер А. Дункан состоялся 10 февраля 1924 года в Мраморном зале клуба совработников (нынешний Дом офицеров). Публики собралось очень много, аншлаг был полный. Зазвучала музыка, и вот на сцене появляется А. Дункан. «Река времени сделала крутой поворот – и вот А. Дункан уже не та прежняя «босоножка», воскресившая языческую прелесть Эллады…» - замечает корреспондент Хавкин на страницах газеты «Советский Юг». Да, Айседоре уже 47 лет. Она немного располнела, движения потеряли легкость. В это раз она включила в свой репертуар много революционной и печальной музыки: «Варшавянку», «Дубинушку», «Трагическую поэму» Скрябина, «Траурный марш» Шопена. И вот когда Айседора начала танцевать, зал узнал прежнюю Дункан. «Посмотрите на артистку, посмотрите на ее руки, пальцы. Они живут, дрожат, зовут, грозят, пронзают, отделяются друг от друга, как заблудившиеся в очаровательной роще путники, ищут друг друга и, наконец, в страстном томлении вновь соединяются. Любовь и скорбь – вот, что сейчас сплетается неразрывно в творческом венке Дункан» - восторженно восклицает корреспондент «Советского Юга». Поистине, талант и прекрасное одухотворение не умеет стареть!
Необходимо отметить, что в годы популярности А. Дункан было очень много последовательниц ее творчества, так называемых «босоножек», как на профессиональной сцене, так и среди любительских танцевальных коллективов. Такой танцевальный коллектив «босоножек» в 1920-е гг. существовал и в нашем городе, о чем свидетельствуют фотографии, хранящиеся в фондах музея.
Выставку «Старый Ростов», где представлены материалы о выдающихся исполнителях, выступающих на ростовской сцене, можно будет посетить после открытия музея для посетителей.

Из истории Ростова-на-Дону: Художественные классы А. С. Чиненова
13.07.2020
Из истории Ростова-на-Дону: Художественные классы А. С. Чиненова

А.С.Чиненов.jpgМ.М. Чиненова.jpg

А.С. и М.М. Чиненовы

15 июля 2020 года исполняется 165 лет со дня рождения Андрея Семеновича Чиненова (1855–1935), педагога и родоначальника художественного образования на Дону. Выпускник Московского Строгановского училища Андрей Семенович вместе со своей женой — скульптором Марией Михайловной открыли в 1895 году в Ростове-на-Дону художественные классы - первые и единственные во всем Приазовском крае. Здесь Андрей Семенович преподавал рисование, живопись и скульптуру. Он вообще был активным сторонником художественного образования, вел рисование в Мужской казенной гимназии, Екатерининской женской гимназии, был членом Общества изящных искусств. В 1900 году А. С. Чиненов был удостоен бронзовой медали и диплома на Всемирной выставке в Париже за образцы учебных пособий.
В 1914 году А. С. Чиненов вместе с женой основал, по разрешению Российской Академии художеств, частную художественную школу, именуемую Классом рисования и лепки, которая давала начальное художественное образование. В 1920 году Классы были преобразованы в 1-ю художественную школу Донпрофобра, во главе школы стал А. С. Чиненов. Позже на основе художественной школы было создано Художественное училище имени Митрофана Борисовича Грекова.
Андрей Семенович и его жена дали путевку в жизнь таким известным художникам и скульпторам, как народные художники СССР Александр Иванович Лактионов, Евгений Викторович Вучетич, Иван Максимович Семенов и другие.
В коллекции Ростовского областного музея краеведения есть редкие документы об открытии в Ростове-на-Дону Классов рисования и лепки: «Распоряжение Ростовского-на-Дону градоначальника Зворыкина И. Н. об открытии Класса рисования и лепки, учрежденного А.С. Чиненовым», «Программа Ростовского-на-Дону Класса рисования и лепки, учрежденного А. С. Чиненовым», личные документы и фотографии А. С. Чиненова. Эти материалы преданны в дар музею Ростовским художественным училищем имени М. Б. Грекова. Подлинные материалы А. С. Чиненова можно увидеть на выставке «Старый Ростов» после открытия музея для посетителей.

РОМК_ОФ_27153.jpg

1914. Градоначальник Зворыкин утверждает Классы рисования и лепки

Человек-планета. К 100-летию со дня рождения выдающегося математика, академика И. И. Воровича
19.06.2020
Человек-планета. К 100-летию со дня рождения выдающегося математика, академика И. И. Воровича

1 Академик Ворович И.И..jpg

Ворович Иосиф Израилевич (1920-2001 гг.) — выдающийся математик, специалист в области механики сплошной среды и теории упругости, академик РАН и АН СССР (1990), доктор физико-математических наук, создатель и в течение многих лет директор НИИ механики и прикладной математики, участник Великой Отечественной войны.

Иосиф Израилевич родился 21 июня 1920 года в городе Стародуб Брянской области, в семье бухгалтера. В 1941 году досрочно окончил механико-математический факультет Московского государственного университета, 1944 году - Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, был призван в ряды Красной Армии.

В 1942 году Ворович И. И. попал на Волховский фронт — в полк истребителей на должность старшего техника эскадрильи по вооружению. Иосиф Израилевич вспоминал: «Бывало, целыми сутками не удавалось ни на секунду сомкнуть глаз, так как каждую ночь напролет приходилось ремонтировать подбитую материальную часть, чтобы с наступлением светлого времени суток выпустить больше машин... ".

           В 1950 году с группой молодых математиков Ворович И. И. приехал в город Ростов-на-Дону, где стал преподавать в Ростовском государственном университете, до последних дней жизни руководил созданной им кафедрой теоретической механики. С появлением в Ростове молодых математиков на факультете началась совершенно другая жизнь. Студенты вспоминали: "Стали проходить научные семинары. Было очень интересно. Обстановка была дружеская, непринужденная, все делалось весело, доброжелательно, с чувством юмора, при полном отсутствии занудства. Такой наукой хотелось заниматься". В 1971 году Ворович И.И. основал научно-исследовательский институт механики и прикладной математики при РГУ, директором которого был до сентября 2001 года.

Ворович И.И. является основателем и руководителем научной школы механиков, труды которой известны в России и за ее пределами. За создание эколого-математической модели Азовского моря в числе других ученых в 1983 году ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1994 году совместно с Бабешко В. А. и Образцовым И.Ф. им сделано научное открытие «Явление высокочастотного резонанса в полуограниченных телах с неоднородностями». За цикл работ по фундаментальным проблемам тонкостенных конструкций совместно с группой исследователей в 1998 году Иосиф Израилевич был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Ворович И. И. — автор и соавтор 320 научных работ и 16 монографий в области механики и машиностроения, прикладной математики. Иосиф Израилевич являлся действительным членом Международной инженерной академии, почетным членом Международной академии наук высшей школы, членом Международного общества математики и механики в Штуттгарте. Нагpажден 5 оpденами, 12 медалями СССР и РФ. В 2000 году в честь 80-летия учёного его именем была названа малая планета - астероид 10049.

Имя Воровича И. И. присвоено научно-исследовательскому институту механики и прикладной математики ЮФУ. Учреждена премия имени академика Воровича И. И., которая присуждается за выдающиеся достижения в области математики, математического моделирования и прикладной математики.

23 мая 2017 года на аллее звёзд на Ворошиловском проспекте в Ростове появилась именная звезда в честь прославленного математика Иосифа Израилевич Воровича.

2.jpg

Встреча с подлинником: Аптека А.Д. Шамковича
18.06.2020
Встреча с подлинником: Аптека А.Д. Шамковича

дом черновой.jpg


Встреча с подлинником: Аптека А. Д. Шамковича. 

В дореволюционном Ростове было несколько аптек, но одна из самых известных – аптека Абрама Давидовича Шамковича, которая располагалась в доме М. Н. Черновой на Большой Садовой, 25 на углу с Никольским переулком (пер. Халтуринский).
Аптекарь А. Д. Шамкович арендовал часть первого этажа дома Черновой под свою аптеку, а её полное название было: «Старо-Садовая аптека А.Д. Шамковича в Ростове-на-Дону».
В коллекции нашего музея есть несколько экспонатов связанных с аптекой Шамковича – это упаковки лекарственных препаратов, которые продавались и изготавливались у Шамковича.
Аптека Шамковича существовала с 1900 по 1920 гг. – до прихода советской власти и национализации предприятий города.

Дом трудолюбия им. Петра Романовича Максимова
16.06.2020
Дом трудолюбия им. Петра Романовича Максимова

П.Р. Максимов.jpg

Из истории Ростова-на-Дону: Дом трудолюбия им. Петра Романовича Максимова

В июне 2020 года исполняется 190 лет со дня рождения Петра Романовича Максимова – купца, промышленника, потомственного почетного гражданин города Ростова-на-Дону, щедрого благотворителя. Среди многих благотворительных дел Петра Максимова особое место занимает создание в Ростове дома трудолюбия в Ростове. О нем и пойдет речь.

П. Р. Максимов завещал из своего капитала 200 тыс. рублей на создание благотворительного учреждения, что по тем временам было огромной суммой. При жизни Петр Романович не смог реализовать задуманное. Он умер в июле 1895 года. После утверждения в 1895 году Положения о Попечительстве, о домах трудолюбия и работных домах, решать вопросы о создании домов трудолюбия стало легче. Положением определялось назначение этих учреждений: «Приходить на помощь бездомным, выпущенным из больниц и не имеющим еще заработка, освобождаемым из мест заключения по отбытии наказания, и всем вообще впавшим в крайнюю бедность – предоставлением им честного труда и приюта». В конце года в Ростове был решен вопрос о создании Попечительства о доме трудолюбия, его возглавил известный в городе промышленник и общественный деятель И. С. Леванидов, который приложил все силы для открытия дома трудолюбия.

Здания дома трудолюбия были выстроены рядом с корпусами Николаевской городской больницы. Здесь оборудовали мастерские: пенькощипную, столярную, мочальную, пакеточную, сетевязальную, мешочную, корзиночную, дранкощипную. Помимо мастерских была организована баня, дезинфекционное помещение, столовая и ночлежный приют для поступающих трудолюбцев. 5 октября 1897 г. здание дома трудолюбия, которому было присвоено имя Петра Романовича Максимова, было освящено приехавшим в Ростов протоиереем о. Иоанном Кронштадтским - основателем первого в России дома трудолюбия подобного типа.

В дом трудолюбия принимались мужчины, женщины и дети старше 10 лет. Работы в доме трудолюбия производились достаточно простые, доступные каждому после незначительного обучения. Работы эти состояли в щипании пакли из подержанных канатов, изготовлении изделий из мочалы, клейки бумажных пакетов, плетении корзин и сеток, щипании дранки для штукатурных работ, шитье мешков. Материал, необходимый для этих работ (старые канаты, мочало, бумагу), приобретался в Ростове. Продажа изделий, произведенных трудолюбцами, осуществлялась также в Ростове.

Дом трудолюбия, открывшийся 27 октября 1897 года, в первое время принимал немного людей, но с каждым днем все больше жителей города, попавших в трудную жизненную ситуацию, приходили сюда за помощью. Так, например, в отчетный 1905 год общее количество трудившихся в доме трудолюбия было 21 087 рабочих дней, за работу было уплачено 5 332 руб. 88 коп, что составляло 25 коп. в день на каждого трудолюбца. Обедов отпущено было 25 361, в том числе за плату -21 675, бесплатных - 895. Ночлегов с ужином и чаем с белым хлебом - 25 029, в том числе платных - 22 661, бесплатных - 2 368.Расчеты с работниками производились по субботам. Работы в доме трудолюбия, организация питания и ночлега для трудолюбцев производились с 1 января по середину апреля и с середины октября по 31 декабря включительно. В летнее время работы прекращались.

В доме трудолюбия даже была организована библиотека – читальня, которая снабжала трудолюбцев книгами главным образом религиозного содержания.

В 1905 году при доме трудолюбия был открыт детский приют для девочек. В 1905 году в детском приюте было 17 девочек, в 1910 году уже 29 девочек – сирот. Содержались дети – сироты в приюте бесплатно. Питание, одежда, обувь, приобретение лекарств, школьных принадлежностей и др. осуществлялось за счет средств, пожертвованных предпринимателями города, взносов членов Попечительства о доме трудолюбия. А денег требовалось немало. Например, только обуви в 1909 году для девочек – сирот приюта было приобретено на 113 руб. 50 коп. - 26 пар ботинок и 17 пар обуви, а на продукты для детей и прислуги было израсходовано 1 438 руб.71 коп. С 1 сентября 1909 года при детском приюте было открыто начальное женское училище, где девочки обучались грамоте, рукоделию и домоводству специально приглашенными учительницами.

Таков был масштаб деятельности ростовского дома трудолюбия, созданного по завещанию и на средства Петра Романовича Максимова. Стоит только удивляться, скольким беднякам, потерявшим работу или не имеющих ее, дом трудолюбия помог обрести и работу, и ночлег, а может быть стал отправной точкой к началу новой жизни.

В связи с Первой мировой войной, в 1915 году в зданиях дома трудолюбия был размещен эвакуационный госпиталь. В 1916 году, после перемещения госпиталя, здания дома трудолюбия были заняты лазаретом, а в следующем году и Попечительство о доме трудолюбия имени П. Р. Максимова прекратило свое существование.

11181R_Rostov_na_Donu._Sobornaya_ploschad..jpg

10.06.2020
Ростовское региональное отделение Российского фонда культуры представляет

Российский фонд культуры

10 июня 2020 года в 21:15 в эфире телеканала «Россия – 24» состоится премьера программы «В объективе – война. 1941-1945» – первой программы из цикла «Донское наследие». Телевизионный цикл включает 6 программ о коллекциях Ростовского областного музея краеведения. Проект подготовлен творческой группой ГТРК «Дон-ТР», автор сценария – Любовь Суркова.

Программа «В объективе — война. 1941-1945» создана на базе одноименной выставки известного военного фотокорреспондента Анатолия Архипова, подготовленной Российским фондом культуры. В программе, посвященной 75-летию Победы, также представлены артефакты периода Великой Отечественной войны из фондов музея краеведения и каталог «Великая Отечественная война (1941-1945): фронтовые письма и личные документы в собрании Ростовского областного музея краеведения».

С 11 июня 2020 года программу «В объективе — война. 1941-1945» можно посмотреть на сайтах телерадиокомпании «Дон-ТР» (раздел ТВ-программы/ Россия-1/ «Провинциальный салон») и Ростовского областного музея краеведения (раздел «События»).

К 115 - летию со дня рождения Петра Кондратьевича Колесникова, Героя Социалистического Труда, Почётного гражданина города Ростова-на-Дону.
10.06.2020
К 115 - летию со дня рождения Петра Кондратьевича Колесникова, Героя Социалистического Труда, Почётного гражданина города Ростова-на-Дону.

2. Колесников П.К. за работой на станке в цехе завода Ростсельмаш. 1960-е годы.JPG

Имя Петра Кондратьевича Колесникова (даты жизни 1905-1997 гг.) неразрывно связано с историей завода Ростсельмаш, где он проработал всю свою жизнь. В советскую эпоху Героев Труда прославляли на всю страну, Петра Кондратьевича тоже знали далеко за пределами Ростовской области.

Колесников П.К. наш земляк, родился 11 июня 1905 года в селе Шарпаевка Донецкого округа Области войска Донского (ныне Тарасовский район Ростовской области) в многодетной крестьянской семье. Петя вместе с отцом ходил батрачить по людям, а после смерти отца 13-летним подростком стал работать на мельнице. В первые годы Советской власти вступил в комсомол, а в 1924 голу в селах Шарпаевка и Колушкине организовал 2 новые комсомольские ячейки.

Узнав о строительстве в Ростове нового завода-гиганта сельхозмашиностроения, Колесников П.К. отправился на Ростсельмаш. Его стаж работы на Ростсельмаше начался с 1931 года. Сначала землекоп на строительной площадке, затем молотобоец в кузнечно-прессовом цехе. Окончил профтехшколу и навсегда связал свою судьбу с ремонтно-механическим цехом завода, где стал работать строгальщиком.

Завод Ростсельмаш - первенец индустриализации Донского края, он стоит в одном ряду с Турксибом, Магниткой, Днепрогэсом. Но главная ценность завода - это в первую очередь люди, связавшие с ним свою судьбу. К таким людям относится и Пётр Кондратьевич Колесников. Уже в годы первых пятилеток Петр Кондратьевич стал ударником, многостаночником.

Когда началась Великая Отечественная война, в первые же дни Колесников П.К. ушел добровольцем на фронт. Под Новороссийском был тяжело ранен, закончил войну в 1945 году лейтенантом- артиллеристом, награжден орденом Красной Звезды и медалями.

В апреле 1946 года Петр Кондратьевич демобилизовался, вернулся в Ростов восстанавливать родной завод, затем снова стал работать строгальщиком в ремонтно- механическом цехе. Это было время, когда он выдавал ежедневно по 500-600 % сменного задания, а перейдя работать сразу на 3 станка, довел выработку до фантастической цифры 1000 % и вышел с инициативой за добровольный пересмотр норм. В 1954 году Колесников получил свою первую трудовую награду- орден Трудового Красного Знамени, в 1956 г.- первый орден Ленина, с 1959 года стал ударником коммунистического труда. Почин Колесникова поддержали на многих предприятиях страны, имя новатора-строгальщика становится известным далеко за пределами Ростовской области, на его рабочем месте была организована школа передового опыта. В 1982 году была учреждена премия советских профсоюзов имени Петра Кондратьевича Колесникова. Эта всесоюзная премия присуждалась ежегодно ко Дню машиностроителя рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, добившимся выдающихся результатов в социалистическом соревновании, досрочно выполнившим планы и обязательства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1983 года за высокие результаты в выполнении плановых заданий и социалистических обязательств по выпуску зерноуборочных комбайнов и большой вклад в воспитание достойной смены рабочего класса строгальщику завода «Ростсельмаш» Колесникову П.К. было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он имел множество наград и почётных званий, являлся депутатом Верховного Совета СССР.

В музее хранится личный фонд Колесникова П.К., в котором много документов, фотографий, все они отражают трудовой путь ветерана и переданы самим Петром Кондратьевичем в разные годы. Среди них удостоверения, почетные грамоты, поздравления, материалы зарубежных поездок и переписки.

 

В августе 1986 года Петр Кондратьевич ушел на пенсию, но не терял связь с заводом , занимался общественной работой. С именем Колесникова были связаны не только почет, слава, людское уважение. Это был добрый наставник ( более 50 учеников оставил своему заводу), умный собеседник, очень обаятельный, жизнерадостный и энергичный человек, несмотря на свой возраст. Колесников говорил: "Я прожил долгую жизнь. На своем веку занимал немало важных и ответственных постов...Но самой высокой своей должностью считал и считаю почётное звание рабочего".



Реформы органов власти в России и на Дону в начале 90-х г.г. ХХ века.
10.06.2020
Реформы органов власти в России и на Дону в начале 90-х г.г. ХХ века.

РОМК_НВ_12356.jpg

12 июня 2020 года, в нашей стране отмечается государственный, общенародный праздник «День России». В этом году отмечается 30-летие исторического события, повлиявшего на создание нового демократического государства, – Российская Федерация. Напоминаем о том, что же произошло 12 июня 1990 года.

30 лет тому назад I съездом народных депутатов РСФСР избранным 4 марта 1990 года, была подписана декларация о суверенитете РСФСР, провозглашающая намерение создать новое демократическое государство в составе обновленного Союза ССР. Декларация о суверенитете Российской Социалистической Федеративной Советской Республики была подписана председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Николаевичем Ельциным, ровно через год, 12 июня 1991 года по итогам выборов ставшего президентом РСФСР, и первым президентом Российской Федерации, создателем которого, он фактически и явился.

РОМК_НВ_12876-5.jpg

В собраниях нашего Ростовского областного музея краеведения находятся экспонаты, относящиеся к этому времени, позволяющие совершить экскурс   в прошлое, в переломные моменты истории нашей страны и региона. В собрании музея находятся образцы агитационной печатной продукции, в частности предвыборной на пост первого в истории русской государственности, президента России, как главы демократических реформ в стране. Сатирический плакат – воззвание к народу от имени «России» 1991 года: «Проснись, моя судьба в твоих руках!». И два плаката предвыборной компании Бориса Николаевича Ельцина с фотопортретом кандидата на пост президента РСФСР, с его краткой биографией и статьями предвыборной программы.

Первый 1990 года - «Россия обязательно возродится! Народного депутата в народные президенты»; Второй 1990 года - «Решается судьба России; Рабочие и крестьяне России! Сограждане! Голосуйте за Бориса Ельцина!», показывают политическое настроение, царящее в то время в обществе.

С 12 июня 1992 года по постановлению Верховного Совета РФ это историческое событие стало отмечаться в нашей стране как праздник – «День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации», с 1998 года ставшего просто «Днем Росси».

В это переломное для страны и народа время, проходили демократические реформы власти и на Дону.

В Донском крае в этом году прошли первые альтернативные выборы первого секретаря обкома КПСС,- главы законодательного органа власти в Ростовской области. Председателем Ростовской области на этих выборах был избран Виталий Тимофеевич Суслин. Главой исполнительной власти - председателем Ростовского облисполкома, был в это время Леонид Андреевич Иванченко.

В 1990 – 1991 г.г. в Ростовской области был разработан пакет документов союзного и республиканского значения о местном самоуправлении. Теперь советы народных депутатов становились основными органами власти, а органами управления административно-территориальных единиц выступала местная администрация, выполняющая под их контролем командно-распорядительные функции.

В собраниях нашего музея имеется фотоснимок, сделанный в 1989 году: групповой портрет народных депутатов представителей Дона, на I съезде народных депутатов СССР, снятый на Красной площади в дни работы съезда в Москве: «Ростовские депутаты I съезда народных депутатов СССР». Другой фотоснимок 1990 года, запечатлел выступление на митинге в Ростове-на-Дону, представителя Дона на съезде народных депутатов СССР в Москве: «Народный депутат СССР, профессор РИИЖТА Колесников В.И. на митинге в поддержку демократических реформ».

В 1991 году Указом Президента РФ вводятся должности глав администрации, и главой областной администрации Ростовской области назначается Владимир Федорович Чуб, мэром Ростова-на-Дону - Юрий Борисович Погребщиков, проработавший на этом посту до июня 1993 года. После принятия 12 декабря 1993 года новой конституции России приведшей к процессу формирования новой структуры государственного управления в России, в том числе и на региональном уровне, Ростовский областной совет народных депутатов был распущен.

27 марта 1994 года прошли выборы в новый орган местного самоуправления - Законодательное собрание Ростовской области. 12 апреля 1994 года состоялось первое заседание Законодательного собрания Ростовской области во главе с председателем Александром Васильевичем Поповым. Собрание первого созыва приняли законы, которые сформировали законодательное поле функционирования областной и городской власти, и в частности Устав Ростовской области, по которому и ныне живет Ростовская область и ее областной центр Ростов-на-Дону.



09.06.2020
Традиционная пивная посуда: керамическая кружка из фондов музея

кандидат политических наук, научный сотрудник музея В.В.Заярный

Ростовский областной музей краеведения представляет новую видеоэкскурсию «Традиционная пивная посуда: керамическая кружка из фондов музея» на официальномYouTube канале музея.

В фондовой коллекции «Бытовое стекло» Ростовского областного музея краеведения, которая насчитывает более 1500 единиц хранения, находится пивная кружка с металлической крышкой конца XIX – начала XX вв.

Такие кружки изготавливались в Германии с эпохи Средневековья. Именно тогда на кружках появились крышки – для того, чтобы предохранить попадания кружку насекомых и прочих посторонних предметов. Изначально это была вынужденная санитарно-гигиеническая мера, спасающая от распространения инфекции. Крышка, снабженная специальным механизмом для откидывания, стала декоративно-прикладным элементом такой традиционной посуды. Тогда же, в средние века, глиняную посуду научились обжигать и покрывать глазурью, а также украшать росписью, объемными скульптурными композициями. Такие богато украшенные кружки могли многое рассказать о социальном статусе и доходах владельца. В настоящее время такие кружки прочно заняли место сувенирной продукции, которую привозят на память из Германии. Наиболее интересные и богато декорированные кружки можно встретить в частных коллекциях и музейных собраниях. Среди них и наш экспонат – пивная немецкая кружка с откидной крышкой, туловом цилиндрической формы, изображением двух пар мужчин и женщин на отдыхе.

Экскурсию проводит кандидат политических наук, научный сотрудник музея В.В. Заярный.

ссылка на видео

пивная кружка с металлической крышкой конца XIX – начала XX вв.

К 100-летию Донского комсомола
05.06.2020
К 100-летию Донского комсомола

1 Участники I съезда комсомола Черкасского округа. Новочеркасск. 25 мая 1920 г..jpg

Участники I съезда комсомола Черкасского округа. Новочеркасск. 25 мая 1920 г.

6 июня 1920 года считается днём рождения комсомольской организации Дона. В этот день в Ростовском театре «Марс» (современное здание Ростовской областной филармонии) открылся I съезд Донского комсомола.На съезде присутствовали 104 делегата, представлявших 5 тысяч комсомольцев Донской области.Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи занимает особое место в истории нашей страны, это серьезная веха в жизни не одного поколения. Донские комсомольцы защищали и отвоевывали Дон у фашистов, восстанавливали города из руин, осваивали целину, строили Волго-Донской канал и Цимлянскую ГЭС, Атоммаш и БАМ.

2 Секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКСМ Мильчаков А.И. (в центре) с группой комсомольского актива. 1921 г..jpg

Секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКСМ Мильчаков А.И.  (в центре) с группой комсомольского актива. 1921 г.

Активное формирование Коммунистического Союза молодежи на Дону началось с января 1920 года. В это время создаются комсомольские организации в Таганроге, 1-м Донском округе, в Сулине, Зверево, Александровск-Грушевском, в станицах и хуторах. В Ростове 25 января 1920 года в помещении театра «Гротеск» (сейчас здание «Ростоврегионгаз») состоялся общегородской комсомольско-молодежный митинг, после которого проводилась запись в комсомол.Первый этап в истории донского комсомола - этап его зарождения и становления - завершился II Областным съездом комсомола 25 января - 2 февраля 1921 г.

Кто же они, комсомольцы 1920-х годов? Сегодня мы узнаём о них, изучая подлинные документы, фотографии, хранящиеся в музее.

3 II съезд РКСМ Донской области. Февраль 1921 г.jpg

II съезд РКСМ Донской области. Февраль 1921 г

Особое место среди свидетелей той эпохи занимает комсомольский билет - один из символов комсомола.Появление первых билетов и удостоверений членов союзов рабочей и крестьянской молодежи относится к лету 1917 года. Каждая организация в разных регионах выпускала их, как могла: нарисованными на картоне, напечатанными на машинке, изданными в типографии.Нередко в таких билетах помещали характеристику комсомольца, стихи, табель-календарь, в виде книжечки билеты были только в Москве и Петрограде.С января 1925 года вводится новый единый билет члена РЛКСМ с обложкой из коричневого картона. В нём указывались самые необходимые анкетные данные, на обложке появилось изображение В.И. Ленина, с тех пор его имя и портрет присутствовали на всех комсомольских билетах. Комсомольский билет такого образца просуществовал до 1932 года. На смену ему пришли новые билеты, которые уже соответствовали новому названию организации: в 1926 году Российский Ленинский коммунистический союз молодёжи был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи.

6 Комсомольский билет П.И. Александрюка. 1925 г..JPG

Комсомольский билет П.И. Александрюка. 1925 г.

В фондах музея хранится несколько комсомольских билетов образца 1925 года, фактически это были первые комсомольские билеты. За этой скромной книжечкой в коричневой обложке и вписанной в неё фамилией комсомольца встают образы юношей и девушек 1920-х годов. Они работали в городах и станицах Дона, были среди первых строителей Ростсельмаша, осваивали новую технику на полях, учились в ликбезах, ВУЗах и рабочих факультетах, формировали у молодёжи новое мировоззрение и культуру, активно участвовали в самодеятельности в рабочих клубах, в бригадах синеблузников.

Среди комсомольцев этого поколения Пётр Ильич Александрюк, будущий партийный руководитель Ростовской области. Его комсомольский билет 1925 года вместе с другими документами личного фонда хранится в коллекции музея. Начало биографии Петра Ильича похоже на биографию многих комсомольцев того времени: учёба на рабочем факультете, поступление в ВУЗ, хозяйственная, общественная и партийная работа. В сложное для страны военное и послевоенное время с сентября 1944 года по август 1947 года он возглавлял Ростовскую область, занимая пост Первого секретаря Ростовского областного комитета ВКП(б). Нахождение в молодые годы в рядах комсомола стало для Петра Ильича, как и для многих его ровесников, настоящей школой жизни.

8 Студентки рабфака. Ростов-на-Дону. 1920-е гг..jpg

Студентки рабфака.  Ростов-на-Дону. 1920-е гг.


Прусская пивная кружка
04.06.2020
Прусская пивная кружка

кружка.png

Экскурсия «Прусская пивная кружка и не только…» основана на истории уникального экспоната музея – немецкой пивной кружке с откидной крышкой из слоновой кости XVIII века. Это один из старейших экспонатов Ростовского областного музея краеведения, поступивший в музей в 1937 году, привезенный на Дон, по преданию, казаками в качестве трофея Семилетней войны 1756-1763 гг. В ходе экскурсии можно узнать о причинах появления пивных кружек с крышками, особенностями и географией изготовления таких экспонатов. Кроме того, можно познакомиться с аналогами костяных кружек и детально рассмотреть резной декор уникального предмета из коллекции Ростовского областного музея краеведения.

Видеоэкскурсия доступна на YouTube канале музея.

Коллекция фигурок в виде слонов
31.05.2020
Коллекция фигурок в виде слонов

Фигурка слона.jpg

Ах, милые слоники,

Прелестные слоники,

Вы наши кумиры,

Мы ваши поклонники.

Ю. Энтин

В первой половине XX века было модно иметь в доме фигурки слоников, причем обязательно семь штук. Пика популярности эта традиция достигла в нашей стране в 1930 - 1950-е годы. «Стадо слонов» в цепочку располагалось на декоративной ажурной или вышитой салфетке, которую традиционно расстилали на буфете или комоде, на диванной полочке или просто на декоративной настенной полке. Первым стоял самый крупный слон, дальше шли фигурки поменьше. На слоников возлагалась обязанность приносить удачу и счастье в дом.

Фигурка слона.jpg Фигурка слона.jpg

Фигурка слона - 3.jpg  Фигурка слона -4.jpg

Фигурка слона -5.jpg  фигурка слона - 6.jpg

фигурка слона -7.jpg

Мода на символы Востока пришла к нам в эпоху модерна. Стало модным приобретать, дарить семь слоников «на счастье». Эта традиция пришла из Индии. С тех пор мы верим, что наличие семи фигурок слоников в нашем доме будут способствовать исполнению наших сокровенных желаний.

И сегодня, в преддверии лета, сотрудники музея представляют всем своим виртуальным посетителям традиционную коллекцию слоников «на счастье». Эта коллекция хранилась в семье жителей Ростова-на-Дону, занимая почётное место в доме. 

В фондах Ростовского областного музея краеведения также хранятся коллекции слоников из кости, камня и других материалов, познакомиться с которыми станет возможным на тематических выставках после отмены ограничительных мер, принятых в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. 

27.05.2020
Ростовский областной музей краеведения принимает участие в Международном фестивале «Интермузей-2020»

Интермузей-2020

XXII Международный фестиваль «Интермузей-2020» в связи с угрозой распространения коронавируса проводится 27-29 мая в новом, цифровом формате.

Главная тема фестиваля 2020 года – «Хранители мира», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Донской регион на фестивале представлен отдельной виртуальной экспозицией, в которой принимают участие Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник - с проектом создания народного военно-исторического музейного комплекса Великой Отечественной войны «Самбекские высоты»; Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник - с совместной работой с поисковыми отрядами «Рубеж мужества. История Павло-Очаковского рубежа обороны»; Аксайский военно-исторический музей» - с проектом «Фронтовое письмо. Полевая почта»;

Ростовский областной музей краеведения в виртуальной экспозиции Ростовской области представляет издание в печатном виде каталога «Великая Отечественная война (1941-1945): фронтовые письма и личные документы в собрании Ростовского областного музея краеведения». Проект был реализован в марте 2020 года при финансовой поддержке Российского фонда культуры и позволяет воссоздать память «неизвестных» героев Великой Отечественной. Каталог состоит из 8 разделов, включает 400 страниц с сотнями документами из коллекций музея краеведения.

Представленные проекты 4-х областных музеев позволяют в рамках празднования 75-летия Великой Победы познакомить жителей и гостей Донского края с памятниками истории Великой Отечественной войны, хранящимися в фондах музеев.

Ознакомиться с виртуальной экспозицией Ростовской области можно на сайте imuseum.ru раздел «Экспозиция» / Музеи субъектов РФ / Ростовская область


23.05.2020
К 115-летию М.А.Шолохова

Фрагмент экспозиции выставки "Мир читает Шолохова"


Ростовский областной музей краеведения, в собрании которого находится уникальный Шолоховский фонд, постоянно занимается его пополнением, обращается к созданию выставок, посвященных своему знаменитому земляку и его творчеству. Первые литературно-документальные выставки в музее были созданы в 1960-е годы. Впервые масштабно жизнь и творчество писателя были представлены в 1985 году на выставке, посвященной 80-летию М.А. Шолохова. Выставка получилась содержательной и монументальной не только благодаря подлинным мемориальным предметам, но и благодаря талантливому оформлению известного донского художника Петра Ибалакова. В 2000 г. на выставке «Мир героев М.А. Шолохова» впервые были представлены копии рукописных листов романа «Тихий Дон», материалы о прототипах шолоховских героев. Среди них копии документов прототипов Григория Мелихова – Х. Ермакова и А. Мелихова, полученные из архива ФСБ по Ростовской области (анкета на Х. Ермакова, письмо М.А. Шолохова к Х. Ермакову, анкета и выписка из протокола по делу А. Мелихова).

На этой выставке экспонировались и подлинные предметы, принадлежавшие Андрею Плоткину – прототипу Семена Давыдова, героя романа «Поднятая целина». Деревянная кровать, керосиновая лампа, скатерти, салфетки, посуда, домотканая дорожка – все эти бытовые вещи, которыми пользовался А.А. Плоткин, проживая во время коллективизации на хуторе Лебяжьем, были собраны сотрудниками музея во время историко-этнографической экспедиции в Вешенский район. Хорошо известно высказывание М.А. Шолохова о работе над романом «Поднятая целина»: «Мне не нужно было собирать материал, потому что он был под рукой. Я не собирал, а сгреб его в кучу. Поживите в колхозе месяц – и люди пойдут к вам гужом». Таким реальным «материалом» для писателя, человеком, жизнь и характер которого легли в основу образа Семена Давыдова, стал и Андрей Плоткин. Бывший моряк и рабочий судоремонтного завода Днепровского пароходства в декабре 1929 г. в числе двадцатипятитысячников был отправлен в Вешенский район Донской области организовывать колхоз, в хуторе Лебяжьем работал с 1930 г. по октябрь 1936 г., был первым председателем колхоза им. Буденного. А.А. Плоткин часто встречался с М.А. Шолоховым, который в это время работал над первой книгой романа «Поднятая целина».

В 2005 г. к 100-летию писателя совместно с Избирательной комиссий Ростовской области музеем была подготовлена выставка «М.А. Шолохов – писатель, гражданин». На выставке была представлена общественная и государственная деятельность писателя, его гражданская позиция, выраженная в творчестве, а также копии писем М.А. Шолохова к И.В. Сталину, хранящиеся в Архиве Президента Российской Федерации. Мемориальные предметы, книги Шолоховского фонда музея в полном объеме экспонировались и в 2015 году на стационарной выставке «Мир читает Шолохова».

Каждая экспозиция музея, посвященная М.А. Шолохову, отличалась своей тематикой, имела особенности, способствовала популяризации творчества писателя и активизации собирательской работы музея.

Выставка, посвящённая 80-летнему юбилею М.А.Шолохова      А.А. Плоткин (в центре) с жителями хутора Лебяжий




21.05.2020
Письмо М.А.Шолохова к Абэ Иосиэ

Письмо М.А.Шолохова к Абэ Иосиэ

24 мая 2020 г., к 115-летию со дня рождения Михаила Александровича Шолохова, Ростовский областной музей краеведения представляет видеосюжет об истории одного уникального экспоната из фондовой коллекции.
Мемориальный фонд М.А. Шолохова в собрании Ростовского областного музея краеведения включает более 4 тысяч единиц хранения. Это письма, книги с дарственными надписями, издания произведений на разных языках мира и многие другие предметы, к которым прикасалась рука писателя.
В видеосюжете речь идет о письме Шолохова к Абэ Иосиэ, сотруднице японского посольства в Москве 1935-1957 гг, с которой Михаила Александровича связывала многолетняя дружба.
По просьбе редактора токийского журнала «Кайзо» в 1935 г. Абэ Иосиэ обратилась к Шолохову с просьбой принять ее и дать интервью. Шолохов пригласил ее в Вешенскую. Об этом вы узнаете на ролике, который будет размещен на официальном канале музея в YouTube.

Встреча с подлинником: «Германский станковый пулемет MG.08(Maschinengewehr.08)»
21.05.2020
Встреча с подлинником: «Германский станковый пулемет MG.08(Maschinengewehr.08)»

IMG_0179.JPG

«Германский станковый пулемет MG.08(Maschinengewehr.08)».

Немецкая компания «Ludwig Loewe» в 1892 году приобрела лицензию на производство пулемётов конструкции Хайрема Максима. Впервые новые пулеметы под маркировкой MG.99 были использованы в Китае и Юго-Западной Африке для подавления восстаний.

Мощность нового оружия была впечатляющей и Государственный оружейный арсенал в г. Шпандау принял решение о разработке немецкого варианта станкового пулемета системы Хайрема Максима. Новый пулемет получил наименование «Maschinengewehr.08» или пулемет образца 1908 года. Этот пулемет поступил на вооружение германской армии и стал основным станковым пулеметом кайзеровской армии в I мировой войне (1914-1918).

В боевых действиях пулемёт MG 08 использовался в германских пехотных полках. Вскоре ход войны определил необходимость облегчения пулемета. В 1915 году был разработан ручной вариант. Модификация MG 08/15 с водяным охлаждением ствола и пистолетной рукояткой значительно увеличила плотность огня и улучшила маневренность пулемета. К 1918 году насчитывалось 2.500 пулеметных рот и 100.000 станковых пулеметов. В 1918 году началось производство пулемёта MG08/18, созданного как оружие поддержки пехоты и применявшегося во время наступательных операций в конце Первой мировой войны. Для версий MG 08/15 и MG08/18 был разработан короб для ленты на 100 патронов, крепившийся к пулемёту и повышавший его мобильность во время боя.

После окончания Первой мировой войны (1914-1918) аналоги MG.08 были приняты на вооружение другими странами. В частности Польшей (ckm Maxim wz. 08) и Нидерландами(Spandau M.25). К началу II мировой войны пулемет MG 08 устарел и был заменен на единый пулемёт MG-34.



Встреча с подлинником: Ф.И. Шаляпин
14.05.2020
Встреча с подлинником: Ф.И. Шаляпин

РОМК_ОФ_10267.jpg

#лучшедома #Шаляпин

         Ф.И. Шаляпин на гастролях в Ростове-на-Дону в 1915 году.

         Федор Иванович Шаляпин был в Ростове на гастролях не однократно. Каждый его приезд в Ростов был событием в музыкальной жизни города. Последний раз Федор Иванович былздесь с концертом в мае 1915 года.

         Его концерт был назначен на 4 мая 1915 года в Машонкинском театре. Федор Иванович приехал в Ростов за несколько дней до концерта. Несмотря на то, что широкой публике не было известно о времени приезда, к 10 часам вечера 1 мая на Ростовском вокзале собралась огромная толпа почитателей таланта великого артиста. Среди встречающих был и директор Ростовского музыкального училища Императорского русского музыкального общества – известный скрипач Николай Константинович Авьерино, который был давно знаком и дружен с Ф.И. Шаляпиным. Поезд сильно задержался и прибыл на железнодорожный вокзал Ростова только в час ночи. Самые стойкие почитатели Шаляпина, которые дождались его приезда, встретили его букетами цветов. Утомленный Ф.И. Шаляпин сразу уехал в гостиницу «Московскую», а уже вечером 2 мая он по приглашению Н.К. Авьерино побывал в Музыкальном училище.

         В большом зале училища собралось много народа. Здесь были члены дирекции училища во главе с Председателем Н.И. Панченко и директором училища Н.К. Авьерино, преподаватели, члены Ростовского отделения Императорского русского музыкального общества и учащиеся училища. На эстраде разместился ученический оркестр. В седьмом часу вечера в училище прибыл Ф.И. Шаляпин. Появление знаменитого певца было встречено бурными идолго не смолкавшими аплодисментами. Ученицы осыпали Федора Ивановича цветами. Затем состоялось концертное отделение, устроенное учениками училища в честь Ф.И. Шаляпина. Федор Иванович был очень тронут приемом, оказанным ему в училище.

         Концерта Ф.И. Шаляпина ростовцы очень ждали. Билеты на концерт «первого среди первых представителей русской оперной сцены», как называли критики газеты «Приазовский край» Шаляпина, были распроданы давно. 4 мая в Машонкинском театре, рассчитанном на 1500 мест, зрителями было заполнено все: большой зал, все входы и выходы, все свободное пространство этого большого театра. В этот вечер Шаляпин спел для ростовцев любимые: «Анчар» - Римского-Корсакова, «Ходит смерть вокруг меня» - Сахновского, «Ночной смотр» - Глинки, «Старый капрал» - Даргомыжского, «Сказание о Ермаке» Ипполитова-Иванова, «Сомнение» - Глинки, «Персидская песнь»- Рубинштейна, «Вакхическая песнь» - Глазунова и много других прекрасных песен и романсов. Публика долго не отпускала артиста: бесконечные bisы, цветы, восхищение.

         В этом концерте принимали участие и директор Ростовского музыкального училища – Н.К. Авьерино, исполнивший произведения Глазунова и Куперена, и известный композитор Ф.Ф. Кенеман, сыгравший фантазию и вальс Шопена и этюды Скрябина.

         В фондах Ростовского областного музея краеведения хранится коллекция грампластинок нач. ХХ в. различных фирм с записью песен, романсов в исполнении Ф.И. Шаляпина, открытки, с изображением Федора Ивановича в разных оперных ролях.



Золотая пряжка из сарматского погребения I в. до н. э. – I  в. н.э.
13.05.2020
Золотая пряжка из сарматского погребения I в. до н. э. – I в. н.э.

Реконструкция пояса с золотой пряжкой


Встреча с подлинником: Золотая пряжка из сарматского погребения I в. до н. э. – I в. н.э.

Ростовская область богата археологическими объектами, к такой категории исторических памятников относятся курганы. В 1982 году в окрестностях хутора Нового в Мартыновском районе Ростовской области проводились раскопки курганного могильника. Исследование проводились сотрудниками археологической лаборатории Ростовского государственного университета исторического факультета. Были обнаружены погребения, относящиеся к различным периодам сарматской культурно-исторической общности. В одном из курганов № 70 в мужском захоронении кочевника была найдена редкая золотая пряжка, выполненная в зооморфном стиле.

         Пояс погребённого кочевника был расшит двумя рядами раковин и застегивался пряжкой, всю поверхность которой занимает рельефное изображение фантастического животного. Композиция изображения состоит из нескольких основных элементов. В центре пряжки, по мнению автора раскопок Ильюкова Л. С., изображён ушастый ёж. На узкой мордочке с притупленным окончанием, имеются глаза и уши. Иглы не обозначены. Отсутствие такого специфического видового признака можно, очевидно, объяснить стремлением древнего мастера подчеркнуть фантастичность создаваемого образа. Атрибуция задних лапок животного не вызывает затруднений. По морфологическим признакам их можно определить как лягушачьи. Передние лапки выполнены небрежно, рядом с ними – изогнутые отростки, которые являются, по-видимому, стилизованными изображениями змей. В передней части животного выделены валютообразные «усики», охватывающие щелевидное отверстие. Расшифровка этого мотива из-за крайней степени стилизации изображения не может быть однозначной. Вероятнее всего, это стилизованное изображение голов хищных птиц или грифов, или же стилизованные рога благородного оленя и т.д. На тыльной стороне пряжки сохранилось основание петли для крепления к поясу. После того, как петля была утрачена в древности, по углам пряжки были пробиты отверстия для крепления ее к поясу.

         Ближайшие аналогии рассматриваемой пряжке есть в Сибирской коллекции Петра I, у села Косика в Астраханской области, но все они имеют свои специфические отличия. Мотив, в основе которого лежит изображения ежа, крайне редок и не получил широкого распространения в древности. Изображение лягушки или частей её тела, - так же редко встречаемый мотив. В основном это подвески – амулеты. Полиморфные образы фантастических животных могут восходить к древним тотемам, соединяющим в себе признаки нескольких животных. Обычно изменение внешнего вида животного в подобных образах идёт по линии увеличения его силы и мощи.

         Назначением предметов «звериного» стиля было служить оберегами, амулетами и апотропеями. Создание фантастических персонажей обуславливалось желанием заполучить более сильный оберег. В результате соединения несоединимых в природе частей, мистически воплощавших различные свойства зверей, получались "сверхсинтетические" существа, самые сильные апотропеи.

Это захоронение относится к сарматской культуре I в. до н. э. – I в. н.э., к разряду элитных погребений.



Встреча с подлинником: «Госпожа Пенициллин»
22.04.2020
Встреча с подлинником: «Госпожа Пенициллин»
1 Советский микробиолог  З.В. Ермольева (справа) со своей коллегой  Л.М. Якобсон во время экспериментальных исследований в лаборатории..jpg

           Сегодня, когда в мире объявлена пандемия коронавируса, тема истории эпидемий и  борьбы с ними особенно актуальна. На Дону, также как и в других регионах страны, в разные годы наблюдались вспышки массовых инфекционных заболеваний, а история донской медицины богата именами врачей и учёных-медиков, внёсших большой вклад в их ликвидацию. Наличие на Дону в  начале XX века солидной научно-исследовательской базы в лице медицинского факультета Варшавского  университета, а также существование научной школы  микробиологов и эпидемиологов позволили  создать в Ростове-на-Дону ряд научно-исследовательских институтов данного направления.  Уже в 1909 г. здесь был открыт Бактериологический институт. В 1915-1920 гг. в Донском университете преподавали и  занимались научной работой основоположник вирусологии Дмитрий Иосифович Ивановский,  известный микробиолог и иммунолог профессор Владимир Александрович Барыкин, начинал свои первые исследования будущий Академик АМН СССР, яркий представитель отечественной иммунологии Лев Александрович Зильбер. 

            В одном ряду с этими именами и имя выдающегося ученого-микробиолога, академика АМН СССР, создателя ряда отечественных антибиотиков Зинаиды Виссаpионовны Ермольевой (1898–1974), в научных кругах её часто называли «Госпожа Пенициллин». В фондах Ростовского областного музея краеведения среди многочисленных материалов по истории  медицинской науки хранится подлинная фотография второй половины 1940-х годов  "Советский микробиолог  З.В. Ермольева (справа) со своей коллегой  Л.М. Якобсон во время экспериментальных исследований в лаборатории". 

             З.В. Ермольева родилась на хутоpе Фpолово Хоперского округа Области войска Донского, в семье казака. В 1921 г. окончила медицинский факультет Донского государственного университета (бывший Варшавский университет), в 1920-е гг. работала ассистентом кафедры микробиологии университета, заведовала отделением Ростовского бактериологического института. В 1925 г. Зинаида Виссарионовна поступила на работу в Московский биохимический институт имени А. H. Баха, где организовала первую в нашей стране лабораторию биохимии микробов. В годы Великой Отечественной войны ею был получен отечественный пенициллин, его первые партии поступили в госпитали в 1944 г., качество советского пенициллина оказалось выше, чем американского и европейского. В 1943 г. З.В. Ермольевой и Л.М. Якобсон за участие в организации и проведении большой профилактической работы по особо опасным инфекциям на фронтах Великой Отечественной войны была присуждена Государственная (Сталинская) премия I степени, которая затем была передана ими в Фонд обороны для создания боевого самолета под названием «Зинаида Ермольева». В послевоенные годы Зинаида Виссаpионовна возглавила Институт биологической профилактики инфекций, ВНИИ по пенициллину и другим антибиотикам и получила pяд новых лекаpственных фоpм антибиотиков и биологически активных пpепаpатов, стимулиpующих защитные силы оpганизма. Зинаида Ермольева стала прототипом Татьяны Власенковой в трилогии В. Каверина «Открытая книга» и главной героини в пьесе А. Линовского «На пороге тайны». 

На фотографии рядом с З.В. Ермольевой её коллега Лидия Михайловна Якобсон (даты жизни 1904-1990 гг.), известный микробиолог, фармаколог, жизнь и научная деятельность которой тесно связана с Ростовом-на-Дону. В 1919-1924 гг. Лидия Михайловна училась на биологическом отделении Донского государственного университета, в 1920-1930-е гг. работала в противочумном и бактериологическом институтах. В 1934 г. она переехала в Москву, где продолжала заниматься исследованиями во Всесоюзном институте экспериментальной медицины, во ВНИИ биологической профилактики инфекций. В 1938 г. защитила диссертацию на степень кандидата биологических наук по проблеме получения холерного бактериофага. Принимала участие в противоэпидемических экспедициях в очаги особо опасных инфекций на Дальнем Востоке и Средней Азии. В годы Великой Отечественной войны организовала производство холерного бактериофага в Ташкенте, готовила специалистов по особо опасным инфекциям, проводила противоэпидемические мероприятия на Западном и Калининском фронтах.  


Новости 1 - 20 из 220
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Поделиться: