Выставки
Музей русско-армянской дружбы
Особняк Ф.Н. Солодова
Концерты
Экскурсии
Пешеходные экскурсии
Мастер-классы
Лекции

115 лет музею

История создания музея

1 мая 1910 года, благодаря инициативе Ростовского Общества истории, древностей и природы М.Б. Краснянского, А.М.Ильина, «табачного короля» и благотворителя В.И. Асмолова, энтузиастов-краеведов, ученых, членов Городской Думы, меценатов и жертвователей Ростовский городской музей открыл двери для посетителей в специально построенном здании музея по адресу Думский проезд, 5. Эта дата и считается датой основания Городского музея, от которой ведет свою историю и Ростовский областной музей краеведения.

Здание городского музея в Думском проезде 

Впервые вопрос об открытии музея в г. Ростове-на-Дону был поставлен в 1862г. городским головой А.М. Байковым с тем, чтобы он явился «хранилищем образцов народных богатств края, памятников его славного прошлого и свидетелей его современного культурного роста».

Байков А.М.(1831—1889). Городской голова Ростова-на-Дону, инициатор создания Ростовского-на-Дону городского музея  

В 1911 г. газета «Южный телеграф» писала: «Коллекции музея в Ростове-на-Дону все более пополняются, и в количественном, по крайней мере, отношении растут с отрадной быстротой. Хранитель музея М.Б. Краснянский на днях посетил древнее городище близ Цимлянской станицы и добыл ряд древностей, относящихся, как полагают, ко времени хазарской крепости Саркел…».

М.Б. Краснянский (1873―1944). Донской краевед, историк, археолог, горный инженер. Основатель Ростовского-на-Дону городского музея

В результате, к моменту издания в конце декабря 1911 – января 1912 года первого «Каталога коллекций Ростовского городского музея», подготовленного А.М. Ильиным, в музейном собрании числились такие раритеты как два серебряных кубка, принадлежащие А. Суворову, треуголка и шпага легендарного городского головы А.М. Байкова, оружие и боевые трофеи донских казаков XVI-XIX вв., «Дело Таврического Губернского правления на 250 листах 1790 г. по вопросу переселения армян из Крыма на Дон» и многое другое. В отделе случайных находок можно было увидеть самые разнообразные экспонаты – от частей мумии, привезенной из Египта до модели аэроплана системы братьев Райт и фонографа Эдисона 1888 г.

А.М. Ильин (1870—1937). Ростовский археолог, историк, преподаватель, один из основателей Ростовского-на-Дону городского музея

После установления на Дону советской власти, с 23 января по 2 марта 1920 года, из собрания Ростовского городского музея в ведение органов новой власти Ростова-на-Дону были переданы печати, денежные активы и каталоги. От полной ликвидации музей спасло то обстоятельство, что поменялся статус Ростова-на-Дону: он стал административной столицей Донской области. Музей получил название Донской областной (советский) музей искусств и древностей.

Собрание музея после всех коллизий гражданской войны сильно пострадало от варварских условий хранения и рук неизвестных – из коллекций музея исчезли все «старорежимные» предметы.

24 января 1920 г. в Донской области был создан Комитет по охране памятников искусств и старины (КОПИС). В докладе о деятельности Комитета за 1921 г. давалась общая характеристика собрания Ростовского городского музея: «Ростовский музей древностей, помещавшийся в одной полутемной комнате, завален всякого рода портретами гласных городской думы, градоначальников, чучелами птиц, раковинами и пр. В нем нет ни одной ценной картины, сколько-нибудь систематической коллекции». По результатам доклада было принято решение вернуть музею помещения на втором этаже бывшего городского музея в Думском проезде, 5. Кроме картинной галереи, здесь разместился отдел древностей, в котором экспонировались коллекции археологии, которые по-прежнему активно пополнялись работавшими в музее М.Б. Краснянским и А.М. Ильиным, палеонтологии, этнографии, оружия, нумизматики, фарфора, мебели.

29 марта 1923 г. в Докладе КОПИС о положении музейного дела и охране памятников искусства и старины в Донской области о состоянии дел в Донском областном музее истории и древностей говорилось: «Музей реорганизован. Отдел искусств состоит из картинной галереи в 320 картин, расположенной в трех залах и собрания фарфора, фаянса, стекла. Отделение древности очень бедно. Целый ряд предметов хранится в запасных помещениях, не может быть выставлено от недостатка места, так как музей в своем помещении стеснен, нижний этаж занят областным книжным коллектором».

В связи с образованием в 1926 г. Северо-Кавказского края было решено реорганизовать Донской музей и создать Северо-Кавказский музей горских народов. 700 экспонатов были переданы во вновь созданный музей.

Часть экпозиции Краевого музея горских народов Северного Кавказа

Когда в 1934г. был образован Азово-Черноморский край, Музей горских народов потерял свою актуальность, его коллекции и, частично, Донского музея были вывезены в Ставрополь. На базе оставшихся коллекций решено было создать музей г. Ростова-на-Дону.

Краевой музей горских народов Северного Кавказа

В 1937 г., в связи с образованием Ростовской области, в г. Ростове-на-Дону в бывшем особняке Парамонова на ул. Пушкинской (ныне здание библиотеки ЮФУ) принял первых посетителей Ростовский областной музей краеведения, который к моменту своего открытия сконцентрировал в своих фондах частично сохранившиеся в ходе реорганизации музейного дела на Дону коллекции бывших Ростовского городского, горских народов, антирелигиозного и коммунального хозяйства музеев, предметы, полученные от частных лиц и организаций.

В состав музея входили:

-отдел природы области (геологическое прошлое, почвы, климат, ископаемые животные, природные богатства, сельское хозяйство, животноводство и т.д.);

-отдел истории области (археологические находки из раскопок на Дону, первобытно-коммунистическое общество, скифы и сарматы, образование классовых отношений, греко-римская колонизация, история донкого казачества и т.д.);

-выставка по истории г. Ростова-на-Дону (г. Ростов в прошлом и настоящем, достижения социалистической промышленности Ростова, работа крупнейших предприятий Ростова: Сельмаш, Красный Аксай, ДГТФ, фабрика им. А. Микояна и т.д., коммунальное хозяйство, здравоохранение города и т.д.);

-художественный отдел (подлинные картины известных русских и иностранных мастеров живописи ХVII-ХIХ вв. – Айвазовского, Репина, Маковского, Жуковского, Левитана, Коровина и др.; выставка старинного фарфора);

-антирелигиозная выставка «Религия Древнего Востока» (демонстрировалась мумия). Во дворике музея были выставлены каменные половецкие бабы и якорь корабля Петровского флота.

Эти сведения, содержавшиеся в рекламной листовке 1937 г., приглашающей посетить музей краеведения, дают представление о качественном составе и тематической направленности музея. Естественно, что большая часть предметов музейного значения отражала проблематику «сегодняшнего дня», представляя в обязательном порядке современное состояние общества с демонстрацией побед социализма на экономическом фронте.

В фонде «особого хранения» экспонировались находки из ст. Даховской: серебряная чаша с изображением театрализованного действа и греческой надписью (348 г), золотые подвески (монеты-серьги) (11,48 г), миниатюрная золотая подвеса с изображением крылатого божества (3,5 г), а также набор золотых поясных украшений и золотые монеты - античные и Российской империи.

Государственном архиве Ростовской области хранится справка Ростовского областного музея краеведения от 24 мая 1938 г. о получении от М.Б. Краснянского Грамоты Петра III от 21 февраля 1762 г. на большом листе старинной бумаги. 2 июля 1940 г. Ростоблисполком направил М.Б. Краснянскому письмо, в котором сообщал о создании комиссии по передаче в Краеведческий музей краеведческого архива и бурового инструмента, собранного М.Б.Краснянским в течение 50 лет работы, в дар области. Предложение Краснянского о передаче «признано весьма ценным».

 Работу по комплектованию фондов музея прервала Великая Отечественная война. 25 июня 1941 г. Постановлением Ростоблисполкома здание музея площадью 1600 кв.м. было передано под станцию переливания крови без решения вопроса о предоставлении нового помещения. Это обстоятельство вынудило директора музея Якунина П.М. написать в руководящие органы письмо, в котором отмечалось: «Имущество музея категорически отличается от имущества клубов, оно не возобновляется. Музей и так много пострадал от этих перевозок. Государство может лишиться весьма ценных и при этом не возобновляемых редких экспонатов».

В конечном итоге в течение дня пришлось свернуть экспозицию, экспонаты частично складировать в подвале здания музея, на квартирах сотрудников, частично – вывезти в Армянскую церковь, небольшая часть – была сконцентрирована в синагоге, где их и застала оккупация. Город Ростов-на-Дону был оккупирован дважды – с 21 по 28 ноября 1941 г. и с 22 июля 1942 г. по 14 февраля 1943 г. В первые дни оккупации 1941 г. большая часть экспонатов была вывезена гестапо, разграблена проходящими немецкими частями и мародерами. В описи утраченного за период оккупации имущества музея имеется пометка по поводу фонда особого хранения: «преступно изъят комендантом Музея и сдан бургомистру гор. Нахичевани».

13 февраля 1943 г., в преддверии освобождения Ростова наступающими частями Красной Армии, оккупанты взорвали здание, в котором первоначально находился музей: под обломками и от пожара погибли находящиеся в подвале коллекции, архивы, библиотека.

Когда после освобождения города в феврале 1943 г. было принято решение о возобновлении работы музея, остававшимся в городе сотрудникам пришлось в тяжелейших условиях заново комплектовать коллекции музея и попытаться отыскать в лежащем в руинах городе уцелевшие коллекции. Одновременно, практически по памяти, стали создавать списки утраченного, работа над которыми развернулась на годы.

В «Акте Ростовской областной чрезвычайной комиссии по учету зверств и ущерба, причиненных немецко-фашистскими оккупантами по Ростовской области. Итоги работы по учету зверств и ущерба, причиненных немецко-фашистскими захватчиками колхозам, гражданам, государственным предприятиям, учреждениям и организациям местного подчинения по Ростовской области», в частности, говорилось:

«… При помощи специальных команд поджигателей и минеров немецко-фашистские захватчики сожгли и взорвали целые кварталы и улицы, уничтожили ценнейшие архитектурные здания и памятники культуры. В городе Ростове на Дону были взорваны и сожжены драмтеатр им. М. Горького, здания театров Музыкальной комедии, Красной Армии и Юного зрителя, Ростовский вокзал, здание Института железнодорожного транспорта, Финансово-экономического института, здание Управления Северо-Кавказской железной дороги, Дворец культуры Ростсельмаша, Пединститут, здания физико-математического факультета университета, все крупные школы города, строительно-индустриальный техникум, Техникум связи, Музей краеведения, Музей революции, Академическая библиотека».

В докладной записке УНКВД по Ростовской области № 7/17 в Четвертое управление НКВД СССР об обстановке в г. Ростове-на-Дону и Новочеркасске в период фашистской оккупации от 16 марта 1943 г. за подписями начальника УНКВД по Ростовской области, комиссара государственной безопасности Покотило и начальника 4-го отдела УНКВД по Ростовской области, подполковника государственной безопасности Мартемьянова (раздел А. Административное устройство и режим)» говорилось: « …Период оккупации г. Ростова-на-Дону немецко-фашистскими войсками будет отмечен в истории города не только как период насилия, разбоя, грабежа и других преступлений, но и как период разрушения и уничтожения гитлеровцами промышленности, транспорта, исторических и художественных ценностей, культурных и общественных учреждений… Разграбив краеведческий музей, немцы устроили в нем общежитие…».

Тем величественнее подвиг коллег, которые сразу после освобождения города в феврале 1943 г. стали разыскивать остатки коллекций и собирать новые по «горячим следам» недавних событий, выезжали в экспедиции с привлечением ученых–археологов, биологов, этнографов. Активную деятельность сдерживало отсутствие собственного помещения (в1946-51гг. музей размещался в Таганроге).

В 1951 г. музею, наконец, было выделено здание в г. Ростове по ул. Энгельса, 87 (Б.Садовая, 79), бывший особняк фирмы «Гельферих-Саде» по продаже сельскохозяйственных машин. После проведения ремонтно-восстановительных работ и приспособления здания под музей 7 ноября 1957 г. в нем была торжественно открыта новая экспозиция. Во дворике музея, как и до войны, «поселились» уцелевшие половецкие каменные бабы и якорь с корабля петровской флотилии.

Бывшее здание «Гельферих-Саде», где разместился музей в 1950-х 

С целью развития музея его сотрудники побывали практически во всех районах Дона, переписывались с родственниками известных ростовцев, живущих в нашей стране и за рубежом, ездили в Ереван в поисках армянских коллекций, вывезенных из Ростова М.Сарьяном. Долгие годы в составе музея работала археологическая экспедиция. Необходимые экспонаты покупались у коллекционеров и в комиссионных магазинах. При музее был создан Клуб дарителей, от членов которого поступили в музей бесценные экспонаты.

Проект послевоенной реконструкции здания музея

Коллекции музея, насчитывающие более 200 тысяч памятников истории и культуры Донского края от палеонтологии до современности, имеют научное и историческое значение и вызывают неослабевающий интерес у исследователей и посетителей.

Вот уже более 60 лет в здании музей принимает посетителей, ежегодно увеличивает свои фонды за счет знаковых памятников донской истории, радует интересными выставочными и просветительскими проектами.

Здание Ростовского областного музея краеведения

Музей известен социально-значимыми проектами: «Музей и власть», «Дон–наш общий дом», «Мир народам Кавказа через культуру», «Донское наследие», в рамках которых реализует задачи по историческому просвещению, борется с фальсификацией истории, знакомит с культурой народов Дона.

 

 


Возврат к списку