Выставки
Музей русско-армянской дружбы
Особняк Ф.Н. Солодова
Концерты
Экскурсии
Пешеходные экскурсии
Мастер-классы
Лекции

115 лет музею

Петр Митрофанович Мызников – директор Ростовского областного музея краеведения с 1947 по 1956 гг.

Мызников Петр Митрофанович - директор Ростовского областного музея краеведения с 1947 по 1956 гг.

Петр Митрофанович Мызников (1916 – 1973) возглавил музей в самое трудное для него время: после того, как Ростов-на-Дону был дважды оккупирован (в ноябре 1941 г. и июле 1942 – феврале 1943 г.), музей утратил свое здание (было взорвано), утратил практически все свои коллекции (общий ущерб составил 1687200 руб.), ушли на фронт опытные сотрудники, директора менялись практически каждые полгода, не справляясь с трудностями, нахождением в неприспособленных помещениях.

Его возвращение в Ростов стало большой удачей для кадровой службы: историк по образованию, боевой офицер, был наиболее подходящей кандидатурой на директорский пост уже двух объединившихся музеев – краеведческого и революции.

Его трудовой путь начался в 1936 г., когда он стал директором школы в

с. Куракино, Сердобского района Пензенской области. В 1940 г. заочно он окончил исторический факультет Саратовского университета. С началом Великой Отечественной войны 4 ноября 1941 г. был призван на фронт. В составе 27-й и 47-й действующих армий принимал участие как командир стрелкового батальона в Сталинградской битве, после окончания которой в 1942 г. окончил Сталинградское военно-политическое училище, служил в Пензенском артиллерийском училище УПК, затем вернулся в действующую армию и в составе войск Воронежского и 1 Украинского фронта в должности командира стрелкового батальона участвовал в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Румынии (Яссо-Кишиневская операция), Венгрии (Балатонская операция), Австрии (Грацско-Амштеттенская наступательная операция, которая закончилась встречей с союзными американскими войсками. На 1 мая 1945 г. в составе 3 Украинского фронта находился в составе 33 стрелкового корпуса 206 дивизии. За участие в Великой Отечественной войне награжден правительственными наградами.

Вернувшись после окончания войны в Саратов, возглавил одну из кафедр в Саратовской школе милиции.

Перебравшись в Ростов-на-Дону, в 1947 г. был назначен директором Ростовского областного музея краеведения – без здания, уютного кабинета, с сотрудниками, которые выполняли непосильную задачу – отыскивали случайно уцелевшие экспонаты, собирали новые, пытались вести выставочную работу.

В письме в редакцию областной газеты «Молот» «Быстрее восстановить Музей краеведения» в феврале 1947 г. директор музея П. Мызников писал: «Большую и разнообразную работу ведет Областной музей краеведения. В минувшем году совместно с университетом мы организовали специальную экспедицию для сбора образцов растительности Дона. Сейчас музей располагает интереснейшей коллекцией, насчитывающей 500 экспонатов. Заканчивается исследование древних городищ и поселений нашей области. Художник-краевед тов. Карпун, например, написал картину «Петр I выбирает место для постройки гавани и крепости на мысу Таганьем Роге». Художник тов. Яковенко создал макет «Стоянка первобытного человека».

Много внимания уделяют работники музея изучению истории Отечественной войны на Дону. Наша фотолаборатория засняла места боев на Миус-фронте. На эту же тему по заказу музея написано несколько картин. Заканчивается сбор материалов о наших земляках – Героях Советского Союза. Отдел социалистического строительства, имеющийся в музее, непрерывно пополняется материалами, рисующими большую созидательную работу, которая ведется в нашей области. Недавно смонтирована экспозиция, посвященная таганрогскому заводу им. Андреева».

Но для работы музея подходящего здания в разрушенном центре города не нашлось: по решению властей музей было решено разместить в Таганроге, где было выделено помещение площадью 70 кв.м. в здании Таганрогского краеведческого музея.

В течение трех лет Мызников П.М., веря в силу печатного слова, на страницах областной газеты «Молот», городской газеты «Таганрогская правда» поднимал вопросы о судьбе музея в статьях под кричащими заголовками: «Когда же музей краеведения получит здание?», «Быстрее восстановить Музей краеведения», «Лучше помогать музею краеведения».

В конечном итоге 10 сентября 1950 г. было принято решение на уровне Обл- и Горисполкомов «О перемещении Краеведческого музея и музея изобразительных искусств в д. № 87 (сейчас № 79) по ул. Фр. Энгельса».

В такой обстановке директор принимает судьбоносное для музея решение – создать выставку о Волго-Донском канале, строительство которого завершалось в это время. Весь коллектив под его руководством приступил к созданию грандиозной по объему и оформлению выставки «Волго-Дон», которая стала событием не только в масштабах региона, но и культурного пространства страны. Статья о выставке была опубликована в журнале «Культурно-просветительная работа» № 3, март 1952 г. В путеводители по Волго-Донскому каналу и по Ростову-на-Дону информация о выставке была помещена как об объекте обязательной для посещения достопримечательности.

Желая оставить за собой выделенное здание, Мызников нацеливает коллектив на еще более интенсивную работу по комплектованию фондов, в том числе путем организации археологических историко-бытовых экспедиций, ускорение работ по подготовке научной документации к полномасштабной экспозиции. В конечном итоге все удалось.

7 ноября 1957 года музей открыл двери для посетителей. И, хотя Петр Митрофанович, передал бразды правления музеем новому директору – Константину Алексеевичу Величко, память о его энергичной деятельности по возрождению Ростовского областного музея краеведения, который до сих пор находится в том же здании на Большой Садовой, остается в сердцах не только музейщиков, но и ростовчан, любящих музей, который дорог всем.


Возврат к списку